Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » Музей В.И. Ленина.

Шеффер Е.О. Коммунизм и сознание человека.
10.04.2012, 09:30



Шеффер Евгения Олеговна, ведущий научный сотрудник ГИМЗ «Горки Ленинские»

 

КОММУНИЗМ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

«Сыны века мудрее сынов дня».

Г.Сковорода, философ XVIII в.

К сынам века, бесспорно, принадлежат Маркс, Энгельс, Ленин.

Недавно прошедшая во Франкфурте книжная ярмарка показала огромный интерес к Марксу. Ещё бы! На фоне всё новых и новых сообщений о том, что «волна мирового кризиса захлестнула» такую-то страну или такую-то промышленность, и как бы скорее «подставить плечо рухнувшим банкам и обуздать кризис». Маркс хохотал бы над этими сообщениями и плакал бы над теми людьми, кто выбрал капитализм после 70-летнего опыта советской власти.

В 1870 году, когда Маркс пророчески писал, что в пореформенной России «предстоит грозная социальная революция», родился Ленин. «Ленин применил марксизм к российской действительности и применил его мастерски».[1]

 Чего же, собственно, хотели Маркс, Энгельс, Ленин? Об этом понятно и доходчиво писал Энгельс: «Собственность – природное, бездушное начало, противостоящее человеческому духовному началу – …возводится на трон, и, в конечном счёте, деньги – отчуждённая пустая абстракция собственности, – делается властелином мира». Миропорядок, где «чистоган» стал «единственной связью между людьми», «должен рухнуть от внутренних причин и уступить место человеческому разумному строю».[2] «Если человек черпает все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта, получаемого из этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нём познавал себя как человека».[3]

Идея назревшей смены миропорядка витала в воздухе, не зная границ, распространялась в Европе и пронизывала все слои общества.

Религиозный философ и священник С.Н.Булгаков в своей книге «Христианский социализм» так характеризовал российский капитализм накануне Октябрьской революции: «Никогда ещё в истории не проглядывалось и не проводилось в жизнь такое безбожное, беспринципное служение золотому тельцу, низкая похоть и корысть… История капитала есть печальная, жуткая повесть о бессердечности и себялюбии как рабовладение и крепостное право для нас теперь представляет явно греховное установление, так и современный капитализм, основанный на эксплуатации труда, классовых антагонизмах, контрастах богатства и бедности, есть явный грех и человеконенавистничество. … Упразднение капиталистического строя и замена его… социалистическим строем… является естественной задачей христианской политики».[4]

Вся многовековая история цивилизации есть не что иное, как постепенный путь эволюции человеческого сознания: каждый общественный строй, являясь более прогрессивным по отношению к предыдущему, формировал новое прогрессивное сознание человека.

Конечно же, мы сейчас другие: и рабовладение, и крепостное право с его отношением к человеку как к собственности, с возможностью продавать человека как вещь, пороть как скотину по барской прихоти, для нас сейчас дико. Возникает вопрос: «Почему же после семидесятилетнего советского опыта не вызывает духовного протеста развернувшееся сегодня «человеконенавистничество» и подавляющая всё живое власть денег?» Для советского человека была бы дикой, невообразимой ситуация, когда при отсутствии денег тебя не будут лечить, учить, могут выбросить из квартиры. Разве деньги важнее человека с его внутренним миром, с его потребностью быть счастливым и развиваться? Для человека развитого деньги никогда не смогут по значимости и насладительности конкурировать с творчеством, с истинной любовью, с правильными человеческими отношениями. Энгельс говорил «о различной степени животности или человечности» в людях, о «делении человека на две резко обособленные группы, на человечных людей и людей-зверей» с ярко выраженным животным началом.[5]

Развитие человека предполагает постепенное преображение, одухотворение животной природы. Своекорыстные материальные интересы определяют сознание людей лишь на низших ступенях эволюции. Казалось бы – это сфера влияния церкви, религии. Но хотя, знакомство с марксизмом и развитие социал-демократического движения в России внесли свежие веяния и в затхлую жизнь казённого православия, но РПЦ, слитая с самодержавием, служила светской власти и находилась в духовном параличе. По словам Ленина, попы «из кожи вон лезли, доказывая, что крепостное право одобрено священным писанием и узаконено богом», а «существование крепостного права Филарет Московский прямо оправдывал цитатами св. писания из Ветхого завета».[6]

С.Н.Булгаков, критикуя духовенство, застывшее в своём догматизме, писал: «Они глухи и слепы к могучему социальному движению современности: …в качестве единственной реакции на социальные нужды известна только раздача милостыни и устройство богаделен.»[7]

В отличие от официального православия с его посмертным Царством Божиим на небе, богоискатели (многие из бывших марксистов) стали утверждать, что религиозные идеалы могут быть воплощены на земле: «Любовь к ближнему должна простираться и на общественные и политические отношения. Экономическое порабощение недопустимо. Уничтожение коренной неправды капиталистического строя социализмом… соответствует требованиям христианской политики. Коммунизм озаряет первоначальное христианство, и этот порядок должен быть признан нормой человеческих отношений.»[8]

Рамки ортодоксального православия не помешали многим священникам (обновленцам, живоцерковникам) услышать живую правду новой идеи, с первых же дней советской власти они признали большевиков «как продолжателей дела Христа». А.Введенский говорил, что марксизм – это «Евангелие, изложенное атеистическим языком».

Понятно, что каждой ступени совершенствования (общества и сознания) соответствуют свои законы, свои заповеди, которые нарастают и утончаются с каждой высшей ступенью. Простейший пример мораль Ветхого и Нового заветов: на смену ветхозаветному «око за око, зуб за зуб» приходит Христово «не убий» и «возлюби врага своего».

С того момента, как развилась частная собственность на движимое имущество, для всех обществ, в которых существовала эта частная собственность, должна была стать общей моральная заповедь «не укради». Становится ли от этого приведённая заповедь вечной моральной заповедью? Вовсе нет. В обществе, где будут устранены мотивы к краже, где, следовательно, со временем кражу будут совершать разве только душевнобольные, нелепо будет выглядеть тот проповедник морали, который вздумал бы торжественно провозгласить вечную истину: не кради! Сегодня же – это одна из самых популярных и самых нарушаемых заповедей.

В документальной экспозиции Музея В.И.Ленина, интереснейшей и богатейшей,  представлена листовка политотдела 4 армии восточного фронта  – «Заповеди коммунизма» (1919г.). Это– живое историческое свидетельство тотальной преданности высшему, когда человек «сознательно и бескорыстно» жертвует всеми прежними привязанностями и представлениями, отказывается от раздвоенности, от уступок животной природе ради новой, преобразующей человечество идеи. Человек обретает новую семью, где родство определяется не по крови, что свойственно даже животным, а по духовной общности.

В Евангелие от Матфея есть притча о богатом юноше, который спрашивал Иисуса: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус ответил: «Соблюдай заповеди». И перечислил какие: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: «Всё это сохранил я от юности моей, чего ещё недостаёт мне? Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим…, и приходи и следуй за Мной». «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.»[9]

Т.е. все положительные наработки уже органично впитаны, нетронутым остаётся глубинный инстинкт собственника, который является большой преградой на пути духовного совершенствования.

Примечательно, что в первые годы советской власти, когда строительство новой жизни на коммунистических началах встречало в крестьянской массе серьёзные препятствия (природа собственника у крестьянина сильнее, чем у рабочего), проявили себя прогрессивные коммунистические формы христианства у отдельных сект и групп (духоборцы, «общие» молокане, новоизраильтяне, свободные христиане, народные трезвенники, некоторые толстовцы). Главная политическая заслуга сектантов заключалась в том, что они давно уже стремились к коммунистической жизни и жили коммунами, понимая, что именно такая жизнь способствует  развитию души.

Ещё в 1919 году на 7-ом Всероссийском съезде Советов выступал делегат от сектантов-коммунистов Иван Трегубов, один из лидеров толстовского движения. Он приветствовал делегатов «за великое и святое дело коммунизма..., которому мы также давно служим. …Мы не будем упрекать вас, а вы не упрекайте нас за то, что вы и мы идём к коммунизму разными путями».

Толстовцы Иван Трегубов и Павел Бирюков, друживший с Лениным ещё во время его женевской эмиграции, в конце 1920 года составили проект документа в котором говорилось: «Как по мнению правительства, так и по нашему мнению, «коммуна» есть совершеннейшая форма общественного устройства как в экономическом, так и в нравственном смысле, и «коммунист» должен быть лучшим человеком во всех отношениях».

Вся эта шести- или десятимиллионная масса русского сектантства, разбросанная по всей России, Украине, Кавказу и Сибири, гонимая ортодоксальной церковью, готова была стать, по их заявлению, «мостом, соединяющим коммунистическое правительство с крестьянством».

Было принято решение заселить некоторые совхозы сектантскими коммунами. Первым образцом реализации этой программы стал организованный в Подмосковье (ст. Болшево) совхоз «Лесные поляны» во главе с Бонч-Бруевичем. Это место находится недалеко от Горок, по воспоминаниям Бонч-Бруевича, идея основать здесь образцовый совхоз пришла Ленину во время их совместной прогулки. В «Лесных полянах» работали сектанты «Начала века», которых Бонч-Бруевич характеризовал как «свободную братскую общину с коллективным производством, с общественной кассой, с равным распределением продуктов между всеми своими сочленами».

1 августа 1921 года Бирюков и Трегубов представили новый вариант своего документа. 2 августа последовал запрос Ленина, и Бонч-Бруевич отвечал: «Я пригласил в совхоз лично мне известных сектантов, только не духоборов, а членов общины «Начало века»… Это убеждённые люди, которые тайно начали устраивать общины ещё в 1908 году, и я им ещё тогда всемерно помогал в этом деле. Приехали они в совхоз с величайшей радостью… У них решительно всё общее: от столовой, детского общежития до общего гардероба и белья… Работают изумительно хорошо… Они совершенно признают всю программу нашей партии, почему охотно… вступают в коммунистическую ячейку… и желают серьёзно заняться теорией марксизма и историей партии».

По воспоминаниям Бонч-Бруевича, в 1921 году, когда Ленин особенно усиленно был занят устройством коллективных хозяйств в национализированных помещичьих имениях, он обратил внимание на сектантские и старообрядческие общины. Общинность всегда была органична русскому сознанию. Ленин затребовал сведения через Наркомзем и Наркомат внутренних дел, но там сведений не было, и тогда обратились к Бонч-Бруевичу, который и сообщил об этом вопросе по телефону Ленину. Доклад Бонч-Бруевича состоялся в конце сентября 1921 года в кабинете Ленина, на нём были Дзержинский, Красиков, нарком земледелия Осинский, его сотрудники Михайлов и Чесунов, член коллегии Главсовколхоза Биценко. После доклада возражал Красиков, но его резко оборвал Ленин: «Мы не будем заниматься сектанствоедством». В итоге Ленин предложил Бонч-Бруевичу возглавить комиссию по составлению Воззвания «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и заграницей». Записка Бирюкова и Трегубова была переработана Бонч-Бруевичем и легла в основу предложенного Лениным воззвания. В составленный текст Ленин внёс несколько поправок и предложил обсудить его с Осинским, тот внимательно прочтя, распорядился печатать 50 тысяч экземпляров.

Воззвание было принято Наркомземом 5октября 1921года. Наркомзем предлагал сектантам землю, конфискованную у помещиков. В строительство коммунизма стали включаться люди, ещё до революции сознательно вставшие на путь духовного развития. Текст Воззвания проводил аналогию между сектантами и коммунистами в мировой истории и утверждал родство между коммунизмом Советского правительства и коммунизмом русских сект. Старое государство преследовало сектантов так же, как оно преследовало большевиков, поэтому сектанты, подобно коммунистам, ушли в конспиративное подполье или эмигрировали, продолжая везде вести жизнь, соответствующую их взглядам, а теперь их, как естественных союзников и единомышленников, поддерживает Советская, тоже коммунистическая, власть.

 Но настоящего сотрудничества ни с сектантами, ни с обновленцами православной церкви у советской власти состояться не могло.

Передовые представители духовенства понимали, что «надо расслышать «пророчество» и в социализме и не уничижить его непониманием и предубеждением», что «христианству не только нет никаких причин бояться социализма, но есть полное основание принимать его в качестве благодетельной общественной реформы, направленной к борьбе с общественным злом», что в социализме «нет ничего, что бы не соответствовало христианской морали». «Социалистическое учение о человеке… имеет в основе своей веру в беспредельную способность человеческой природы к совершенствованию, если только она поставлена в соответствующие условия».[10] «Христианство даёт для социализма недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви, он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни».[11] Считая религию первостепенной, священники склонялись к тому, что «пусть социалисты делаются христианами, а через то христианизируется и их социализм». «Социализм и христианство, хотя по существу дела между ними и могло бы не быть столкновения или соперничества, однако сталкиваются в настоящее время враждебно. Социализм относится непримиримо к христианству, да в сущности и ко всякой другой религии, ибо сам хочет стать религией и вытеснить всякую другую. Он требует веры в человека, как в Бога, а в законы хозяйственного развития как в божественный промысел».[12]

Позицию большевиков хорошо отражают слова Ф.Э.Дзержинского: «Моё мнение: церковь разваливается, поэтому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать её в обновлённой форме… Официальные или полуофициальные сношения с попами – недопустимы. Наша ставка на коммунизм, а не религию».[13] Большевики боролись с несправедливостью под лозунгами атеизма и коммунизма, но за этим скрывались священные истины христианства с его благой вестью о преображении мира. Большевики верили, что человек должен жертвовать собой ради высших идеалов, что бескорыстие и аскетизм необходимы для достойного существования, и что заботы о личном благополучии нравственно разлагают людей. И это был исключительно религиозный пыл, который питался верой в особое призвание России и неприятием существующих социальных условий во имя идеального будущего.

  Необходимо разделение понятий «религия», «бог», «церковь». Церковь «устрояется» людьми, обладающими слабостями, пороками и заблуждениями. Люди могут искажать путь религий, тогда догмы заслоняют истинного бога, и церкви, раздирая человечество по разным конфессиям, наполняют мир враждой и агрессией. Да и сами русла религий стали уже слишком мелкими для той полноты духовного откровения, к которой люди оказались готовы. Советский Союз являлся атеистическим государством, т.к. простое верование было уже недостаточным, и целые народы оказались включены в индивидуально-субъективный опыт чувствования духовного как реального. Советское тоже можно назвать религией (в хорошем смысле): религией группового сотворчества, высоких переживаний, высокого труда и смысла, высокой пары, высокой любви. Как и любая религия, она имела своих ортодоксов, тормозящих общий ход и ведущих к разобщению. Люди не по вере шли к божественному высшему психизму в себе, а практически, через сюжеты своей жизни, переживая духовные состояния. В советский период шёл поиск бога имманентного, т.е. находящегося глубоко в человеческом сознании. Люди имели возможность поиска духовной реальности вне религиозных догм, т.е. поиска не теологической концепции, а истины, важной для духовной жизни. В созданной Лениным Советской республике, которая явила миру принципиально новое устройство общества, были обеспечены условия для воспитания нового человека, гармонично развитого и духовного.

Декрет о Земле нанёс сокрушительный удар по частной собственности, именно частнособственнический инстинкт (так поощряемый при капитализме), делает человека заложником духа стяжательства. Люди получили свободу от безраздельного господства денег. Социальные гарантии освобождали от необходимости непрерывно биться за физическое выживание, что позволяло людям развивать не животную, а человеческую и божественную природу в себе.

Первое в мире рабоче-крестьянское государство возвеличивает человека труда: его авторитет и значимость поддерживались всей системой широкого общественного мнения и признания, публичных нравственных оценок личных достоинств рабочих, инженеров, крестьян, учителей, врачей, артистов, военных, милиционеров. В советском обществе действовала подлинно гуманистическая система, направленная на моральное поощрение труженика: награждение победителей соцсоревнования, портреты на «Досках почёта», публикации в местной и союзной печати. Высокое звание «Герой Социалистического Труда» присваивалось лучшим из лучших. Слово «Труд» писалось с большой буквы.   Многие москвичи помнят то время, когда стены домов украшали надписи, сохранившиеся с периода монументальной пропаганды. В центре Москвы красовалась фраза: «Мы путь земле укажем новый, владыкой мира будет труд!»  Одно из главных наставлений апостола Павла из Второго послания к фессалоникийцам  –  «если кто не хочет трудится, тот и не ешь»[14] – оказалось настолько основополагающим для советского общества, что нашло отражение в первой Конституции Советской республики в 1918 году. 22 апреля 1870 года (год рождения Ленина) Виктор Гюго запишет в своих заметках: «Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности они оба составляют одно целое.»

В советском обществе выдающихся рабочих, агрономов, врачей, учёных, полководцев космонавтов знала вся страна – они были идейным и нравственным ориентиром для всей нации, олицетворением понятия «советский человек». Кого, в качестве героев и образцов для подражания, предлагают нам сегодня?

Человек при социализме (впервые в мировой и отечественной истории) получил возможность пользоваться всеми благами и достижениями культуры. В стране сложилось единое культурное пространство, культура стала гуманной средой обитания для всех без исключения членов общества, «пространством развития», но уже не отдельного человека, не узкого социального слоя, а социума в целом – под именем «советский народ».

Марксизм-ленинизм, коммунистическую идею нельзя рассматривать в отрыве от корней, вне исторической преемственности. Стремление к свободе духа, к светлой жизни родились, наверное, вместе с человеком. Как прекрасно писал один из коммунистов-сектантов, известный советский скульптор С.Т.Конёнков в журнале «Коммунист» в 1959 году: «Наша действительность устремлена в будущее. Именно теперь, когда перед человечеством столь зримо открылись светлые и прекрасные дали, так ощутима преемственность эпох… Знаменосцы человечества отважно глядели вперёд, с титанической устремлённостью раскрывая тайны будущего… Больше трёх столетий отделяет нас от дней, когда жил и мыслил неукротимый доминиканец Кампанелла, создавший во время своего тюремного заключения одну из первых коммунистических утопий… В «Городе Солнца» живут люди освобождённого труда. Солнечные лучи выражают собой идеалы коммунизма… Предчувствия и мечты таких своих предшественников, как Томас Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье и Роберт Оуэн, Маркс и Энгельс гениально превратили в науку построения социалистического общества… Человек будущего! Теперь это не далёкая утопия, а вполне осязаемый образ. Нам не надо ждать, когда трубы возвестят о рождении этого человека. Он уже дышит, мыслит, живёт вместе с нами… Наши суждения, слова и краски ещё не могут изобразить, какие чудесные изменения произойдут в мире, когда земля будет приведена в совершенное состояние… и в мире восторжествует жизнь, пронизанная гармонией и светом. Прекрасная полнота жизни при коммунизме – выше наших сегодняшних представлений, как небо выше земли. Но человек будущего достигнет этой высоты. Человек будет совершенен!» 

  Неисчислимы преимущества советского общества, коммунистической идеи и неоценима великая заслуга Ленина перед человечеством. К первой годовщине смерти Ленина, в 1925 году, американский журнал (ежемесячное приложение к газете «Нью-Йорк Тайм») поместил статью некоего Пикстона Гиббена, в которой содержались такие любопытные размышления: «Если Наполеон встаёт перед нами прежде всего как французская фигура, то Ленин – явление принципиально иного порядка. Его значение в первую очередь мировое. Даже полный провал русского эксперимента не сможет затмить этот факт, ибо речь не только о России. Дело Ленина, памятник Ленину – в совершившемся пробуждении человеческого сознания. Этот памятник никто не разрушит и ничто не омрачит.»

 В июле 1926 года Н. Рерих вручил наркому иностранных дел Чичерину послание Махатм и ларец с гималайской землёй и запиской: «На могилу брата нашего Махатмы Ленина» (Махатма – в переводе с санскрита «Великая Душа»). В послании говорилось: «На Гималаях мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь Космоса. Вы открыли двери дворцов. Привет Вам, ищущие Общего Блага!»

 Известный философ, социолог, писатель Александр Зиновьев в своём интервью корреспонденту газеты «Правда» в 1997 году говорил: «Для меня коммунистический период очень чётко поставил проблему: быть или иметь. Так вот я предпочёл быть, а не иметь… Жить по формуле «быть» – гораздо более высокое качество жизни, чем жить по формуле «иметь». Более высокое качество! Формула «иметь» уже в то время, когда я формировался и рос, у большинства людей начинала доминировать. А сейчас она буйствует, эта формула. Это – деградация. А жить по формуле «быть» – высочайшее качество жизни, которое я не сменяю ни на что другое. …А если человека начинает обуревать жажда собственности, стремление делать карьеру, добиваться делового успеха – всё на человеке можно ставить крест. Личности нет».

Корреспондент: «Но ведь считается, Александр Александрович, что это чуть ли не природное начало в человеке: страсть к наживе, к собственности…»

Зиновьев: «Стремление убивать тоже природное начало. У хищников. Убивать и пожирать. Тоже природное явление! Важно кто мы. Вот великая вещь: несмотря на все недостатки коммунистического строя в России, коммунизм открыл возможность для значительной части людей становиться богами. Сегодня часто говорят: было гонение на религию, на церковь. Да, в определённые годы было. Но какую роль играет церковь в современном западном мире? Все изображают, будто она несёт мораль и т.д. Чепуха! Подавляющее большинство преступников – верующие люди. И церковь совершила преступлений в десять раз больше, чем коммунисты все вместе взятые. Разумеется, я гонений на церковь не оправдываю. Но хочу повторить: в советское время люди могли становиться богами… Я убеждён, что Россия никогда не станет великой державой, если она не станет страной коммунистической.»[15]

Двадцатый век войдёт в историю как век Ленина, а Великая Октябрьская революция – как самое значительное и величайшее событие, давшее миру возможность продвинуться по пути эволюции человеческого сознания. Будущее, которое указал Ленин, станет временем человеческого братства в Духе.



Послание  гималайских  Махатм

советскому  правительству  (1926)

 

На Гималаях мы знаем совершаемое Вами.

Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий.

Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков.

Вы разрушили тюрьму воспитания.

Вы уничтожили семью лицемерия.

Вы сожгли войско рабов.

Вы раздавили пауков наживы.

Вы закрыли ворота ночных притонов.

Вы избавили землю от предателей денежных.

Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи.

Вы признали ничтожность личной собственности.

Вы угадали эволюцию общины.

Вы указали на значение познания.

Вы преклонились перед красотою.

Вы принесли детям всю мощь Космоса.

Вы открыли двери дворцов.

Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага!

 

Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем, многие построения совершаться в годах 28-31-36-м.

 

Привет Вам, ищущим Общего Блага!


[1] Сталин И.В. Вопросы ленинизма. ОГИЗ 1939.

[2] Энгельс Ф. т.1, с.585-595, с.603-606.

[3] Маркс Энгельс т.2, с.145-146.

[4] Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск 1991,с.57,85,225.

[5] Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.1975, с.98.

[6] Ленин В.И. ПСС  т.7, с. 172-173.

[7] Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск 1991.

[8] Там же.

[9] Мф 19. 16-24.

[10] Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск 1991,с.220.

[11] Там же, с.227.

[12] Там же, с.232.

[13] Политбюро и церковь. 1922-1925гг. М.1997, с.9.

[14] 2Фес.3.10.

[15] Кожемяко В. Лица века. М.2007, с.135,136,138,149.



Категория: Музей В.И. Ленина. | Добавил: Пахра | Теги: Сталин, ленин, революция, Маркс, 1917, РКП(б), ВКП(б), КПСС, Махатмы, горки
Просмотров: 1048 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: