Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » Морозова З.Г.

Поткина И.В. Морозовы - промышленники и общественные деятели.
15.04.2012, 12:23


Материалы сайта

http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/chteniya98/4.html



И.В. Поткина. Институт российской истории РАН


МОРОЗОВЫ - ПРОМЫШЛЕННИКИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ


Фамилия Морозовых была на слуху у современников, о них много говорили и писали. И это вполне естественно: клану Морозовых не только принадлежали четыре крупнейшие текстильные фабрики России, но на их средства были построены и содержались многие благотворительные, просветительские и культурные учреждения Москвы. Интерес современников к известной фамилии понятен, но вот часто высказываемые мнения были противоречивыми, замешанными на слухах, далеких от конкретных персонажей и, увы, отражали обывательскую, расхожую точку зрения. С этим мы сталкиваемся, даже читая книги таких добросовестных авторов, как П.А. Бурышкин, Ч.М. Йоксимович.

Не стал исключением и С.Т. Морозов - главный герой газетных и журнальных статей. Сейчас стала широко известна яркая и образная характеристика, данная ему популярным московским журналистом Н. Рокшаниным: "С.Т. Морозов - тип московского крупного дельца. Небольшой, коренастый, плотно скроенный, подвижный, с быстро бегающими и постоянно точно смеющимися глазами, то "рубаха-парень", способный даже на шалость, то острожный, деловитый коммерсант-политик "себе на уме", который линию свою твердо знает и из нормы не выйдет - ни Боже мой!.. Образованный, энергичный, решительный, с большим запасом той чисто русской смекалки, которой щеголяют почти все даровитые русские дельцы"1 .

В то же время автор "Очерков культурной жизни Москвы" А. Осипов о С.Т. Морозове отозвался в недоброжелательном тоне, несмотря на его несомненные заслуги перед русской культурой. Он писал: "Старообрядец и беспоповщинец, человек с университетским образованием, химик по специальности - боится табаку, как травы выросшей из чрева блудницы, и поддерживает произведения Ибсена, Гауптмана и новейших российских нытиков. Сцена с ее деловитым реализмом, репетиции, гримы, всякая мелочь актерского обихода и рядом с этим громадные фабрики, на которых работают тысячи народа. Здесь швыряние денег, там усчитывание каждого прогульного часа. Ибсен и беспоповщина, система лавок и постановка символических произведений, какая голова может это выдержать, но москвичу все нипочем"2 . В этой фразе присутствует все: и ложь и правда.

Как это не парадоксально, но мифы, окружавшие имя Морозовых при жизни, оказались на удивление живучими и чуть ли не полностью воспроизводятся в наше время. Возникает законный вопрос, почему так произошло? Очевидно, масштаб личности наших героев оказался неподвластен уму скромного обывателя рубежа ХIХ-ХХ веков. Более того, далеко не все современники смогли постичь и увидеть ту новую индустриальную культуру, которую несли с собой Морозовы, развивая текстильное производство. А потом были долгие годы забвения. В наше время, когда потомки вдруг "вспомнили" о российских предпринимательских династиях, былые точки зрения с их правдой и неправдой в современной публицистике стали восприниматься как непреложная истина. К тому же, значительно больше внимания стало уделяться их благотворительной деятельности, тогда как предпринимательская ушла в тень, что тоже искажало образ Морозовых.

Перед историками сегодня стоит нелегкая задача восстановления подлинных исторических фактов. Автор доклада предлагает вниманию читателей свою попытку воссоздания объективного облика двух поколений Морозовых - крупных промышленников и общественных деятелей России - Тимофея Саввича и Саввы Тимофеевича.

Родоначальник династии С.В. Морозов привлек к семейному делу своего младшего сына Тимофея, когда тому было всего лишь 12 лет от роду. Через четыре года он становится одним из главных руководителей фабрики. В молодом возрасте Тимофей стал не только свидетелем, но и непосредственным участником знаменательного события, оказавшего влияние на развитие российской текстильной промышленности - оснащения Никольской мануфактуры новейшим английским оборудованием, на которое пошел его отец, опытный и дальновидный предприниматель, умевший просчитывать на несколько ходов вперед. В 1847 г. бывший крепостной, неграмотный купец С.В. Морозов подсказал никому не известному молодому иностранцу Л. Кнопу, занимавшемуся комиссионной торговлей в России, "формулу успеха": заниматься не только поставкой оборудования, но и обслуживающих его специалистов. Именно тогда Никольской мануфактуре был задан высокий технический уровень, который Т.С. Морозов стремился удерживать, будучи уже сам главою предприятия. Для этого он в 60-е годы XIX в. открыл на Дейл стрит в Ливерпуле, западном порту Англии, контору, занимавшуюся покупкой ткацких станков и прядильных машин у крупнейших машиностроительных фирм: Роберт Холл, "Бр. Платт и К0", "Кертис и сын", "Джон Мазгрейв и с-вья"3.

Т.С. Морозов создал отлаженную систему закупки хлопка, имея при этом несколько каналов для получения сырья. Американский, египетский и ост-индский длинноволокнистый хлопок приобретался на ливерпульской бирже через посредническую английскую фирму "Бр. Рейс", а также манчестерскую торговую фирму "Де Джерси", с которой он был связан благодаря торговому дому Л. Кнопа, в свою очередь осуществлявшего поставки хлопка и оборудования на рынок России. Т.С. Морозов был в числе первых московских фабрикантов, ставших завозить хивинский и бухарский хлопок сразу же после присоединения этих областей. В 1870 г. на 1 торгово-промышленном съезде в Петербурге он открыто заявил о заинтересованности русских промышленников в деле освоения среднеазиатского хлопка и поставил вопрос о необходимости решения транспортных проблем с целью удешевления перевозок.

Реальное воплощение морозовские инициативы получили в 1882 г. с созданием "Среднеазиатского хлопкового торгово-промышленного товарищества". В качестве учредителей выступили Н.Н. Коншин, Т.С. Морозов, А.Л. Лосев, А.И. Баранов и Д.И. Морозов. Товарищество преследовало ряд целей: устройства и содержания хлопковых плантаций, торговли американскими семенами, механической очистки и прессовки хлопка, покупки и продажи среднеазиатского хлопка за счет третьих лиц4 . Весной 1883 г. Н.П. Кудрин, деловой партнер Морозова, сообщал ему о наиболее приемлемых путях достижения намеченной цели5 . В результате доля так называемого туземного хлопка в середине 80-х годов на Никольской мануфактуре составила 12,5 %, а в начале 90-х - 52 %.

В советской литературе Т.С. Морозова несправедливо упрекали в сильном отставании от технического прогресса. На самом деле все было иначе. Он одним из первых предпринял попытку перейти на минеральное топливо, отличающееся высокой теплотворностью. 7 сентября 1877 г. Морозов отдает распоряжение: "Остатков нефтяных требуйте еще из Нижнего вагон или два; когда придет нефть Рогозина, то вытребуйте из Нижнего 2000 пудов по железной дороге"6. Сохранился и проект договора с товариществом "Бр. Нобель" о поставке 35 тыс. пудов нефтяных остатков7. На закате жизни Т.С. Морозов приступил к первой крупной модернизации производства. Сначала было принято решение о строительстве новой Городищенской фабрики. Именно здесь зажглась первая электрическая лампочка во Владимирской губернии. Ее сооружение и оборудование обошлось в 500 тыс. рублей. В 1886-1889 гг. проводились работы по расширению бумагопрядильной фабрики в Никольском и производилась замена станков. На этот раз была затрачена еще более крупная сумма - 700 тыс. рублей8 .

На годы правления Т.С. Морозова приходился трудный период становления огромного предприятия со вспомогательными производствами и собственной железной дорогой, которые обеспечивали экономическую самостоятельность Никольской мануфактуры. Он заложил прочный фундамент для дальнейшего стабильного и самоподдерживающегося роста, сумел добиться высокого качества продукции. Основой процветания стало расширение ассортимента продукции. Всего за 10 лет Т.С. Морозов удвоил общее количество наименований хлопчатобумажных тканей различных артикулов и сортов и довел его до рекордно высокой цифры - 50. Среди них встречаются неизвестные современному потребителю ткани: жеспе, руссинет, туальденор, кипор, даба и др. Никольская мануфактура в буквальном смысле слова была сотворена руками и непреклонной волей Тимофея Саввича. 23 октября 1889 г. на общем собрании пайщиков, посвященном памяти Морозова, директор Правления А.А. Назаров сказал: "Все, что создано за этот долгий период времени в этом предприятии, все было обдумано и осуществлено при его участии... им одним"9 .

Т.С. Морозова как предпринимателя всегда отличали смелость и прозорливость. Он не боялся затеять рискованное дело, которое сможет принести дивиденды только в отдаленном будущем. Во второй половине XIX в. для русской текстильной промышленности проблемой номер один стало освоение новых рынков сбыта. Энергичная деятельность Морозова в этом вопросе носила уже общественный характер. Он выступал в роли выразителя интересов широкого круга текстильных фабрикантов Московского промышленного района, поэтому и получил действенную поддержку Н.Н. Коншина, А.А. и Д.И. Морозовых, М.А. Хлудова, А.А. Баранова, П.П. Малютина и др.

Уже в 60-е годы XIX в. Т.С. Морозов обратил внимание на Китай как потенциальный рынок для русской мануфактуры. В феврале 1862 и 1865 гг. правительство России заключило договор с Китаем о правилах сухопутной торговли. Тексты соглашений сразу же легли на стол директора-распорядителя Никольской мануфактуры. 6 октября 1866 г. Морозов пишет своему другу и деловому партнеру Ф.В. Чижову: "Посылаю Вам образцы товара нашей фабрики, один из них плис для Китая, который мы продаем кяхтинским торговцам, которые променивают его на чай и которого сорта мы продаем в течение сего года до 20.000 штук до миллиона аршин"10.

Очевидно, это была одна из первых попыток проникнуть на рынок уже освоенный англичанами. Надо сказать, что 43-летний Тимофей Саввич брался за решение задачи чрезвычайной сложности. Самым главным и трудно преодолимым препятствием для постоянной торговли стало отсутствие благоустроенных сухопутных дорог. И все-таки был найден приемлемый вариант - меновая торговля, т. е. без участия денег и использования кредита. Такая система резко ограничивала сферу торговли да и ее объемы. Но Морозов не оставил своей идеи завоевания русскими рынка Поднебесной империи. В 1873 г. Никольская мануфактура с благословения своего главы на Нижегородской ярмарке отпустила на льготных условиях крупную партию товара семипалатинскому купцу Н.Г. Файзулину с последующей продажей в городах Баркуле и Гучене в притяньшанском крае.

В конце 1886-1888 г. состоялась торговая экспедиция во Внутренний Китай, организованная Товариществом Никольской мануфактуры совместно с крупнейшей российской чайной фирмой "А. Губкина наследник А.Г. Кузнецов и К0". "Прямая цель нашего предприятия, - писал Т.С. Морозов, - есть открытие новых рынков сбыта для русских товаров". Возглавил экспедицию житель г. Бийска, торговец и путешественник А.Д. Васенёв (1856-1917). Маршруты, пройденные им, тогда были "совершенною географической новостью"11 . Пожалуй, эту торговую экспедицию можно поставить в один ряд с географическими открытиями англичан в экваториальной Африке. Подобно им, терпя лишения, русские упрямо прокладывали караванный путь там, где никогда не ступала нога европейца.

Караван 1886-1888 гг. насчитывал 14 верховых лошадей, 175 верблюдов, которых обслуживали 6 человек. Никольская мануфактура доставила свои товары в Бийск, а затем уже на верблюдах через монгольский город Кобдо путешественники направились в Баркул, Хами, Сучжеу. Следуя инструкциям Т.С. Морозова "проникнуть как можно дальше в глубь Китая", А.Д. Васенёв отбыл в населенный пункт провинции Ганьсу город Ланьчжеу-фу. В Китае удалось организовать лишь розничную торговлю. Местный рынок был переполнен европейскими товарами. В отличие от других пунктов следования каравана, власти Ланьчжеу-фу встретили русских путешественников враждебно. Город был обклеен листовками, призывавшими ничего не покупать у "заморских чертей" и не сдавать в наем жилье и торговые помещения. И только вмешательство российской дипломатической миссии облегчило положение отважных торговцев12 .

Усилия Морозова по освоению китайского рынка получили практическое воплощение лишь в конце XIX - начале XX в. со строительством Транссибирской магистрали и КВЖД. Караванная торговля не имела перспектив из-за длительности и дороговизны транспортировки грузов. Несомненная заслуга Т.С. Морозова состояла в том, что он своим чутьем предпринимателя с государственным мышлением определил дальневосточное направление политики России и делал реальные шаги для ее реализации.

В 1899 г. председатель Московского биржевого комитета Н.А.Найденов, составляя справку для Министерства финансов о наиболее выдающихся представителях русской промышленности эпохи Александра III, на первое место поставил Т.С. Морозова. Одновременно Найденов дал ему высокую оценку как предпринимателю и общественному деятелю: "Мануфактур-советник Тимофей Саввич Морозов... отличался замечательной энергичностью в развитии хлопчатобумажного дела и довел производство, принадлежавших ему фабрик, до высокого положения... он хорошо понимал насущные современные потребности торговли и промышленности, содействовал распространению среди промышленного сословия и рабочего населения соответственно тем потребностям образования, следил зорко за современными усовершенствованиями, многократно принимал меры к отысканию сбыта русских произведений, новых рынков путем сопряженного с пожертвованиями снаряжения экспедиций в сопредельные России части Азии и исследований положения торговли в странах Балканского полуострова, с особой отзывчивостью относился как материальным, так и личным содействием к различного рода начинаниям к общей пользе торговли и промышленности"13 .

Т.С. Морозов стал привлекать своего старшего сына Савву к работе в правлении, когда тот еще был студентом Московского университета. Памятные книги распоряжений по фабрикам донесли до нас один из первых приказов избранного в марте 1885 г. 23-летнего директора С.Т. Морозова. 30 июля он распорядился: "Выправить заграничный паспорт для Робинзона, но впредь никаких паспортов для англичан не выправлять; они должны это делать сами"14 . Это было время, когда Никольская мануфактура расставалась с иностранными специалистами, чьими знанием и опытом долгое время пользовалась. Она перестала их опекать, потому с начала 80-х гг. XIX в. Т.С. Морозов стал набирать средний управленческий персонал из русских специалистов, окончивших Московское высшее техническое училище. С этой точки зрения Морозовы оказались в русле передовой тенденции развития не только российской промышленности, но и европейской.

4 ноября 1889 г. С.Т. Морозов, выполнявший до сего момента обязанности директора Правления с продолжительными перерывами, в связи со смертью отца стал ответствен за важнейшие направления: закупку оборудования, контроль над производством и качеством продукции, социальные вопросы. Размах его деятельности как технического директора впечатляет: с 1891 по 1902 гг. на расширение и развитие предприятия была перечислена гигантская сумма - свыше 7,5 млн. рублей. Именно в эти годы под его руководством проводилась масштабная техническая модернизация и строились новые казармы. В центре внимания С.Т. Морозова была энергетическая оснащенность предприятия. В конце XIX в. на Никольской мануфактуре появились первые мощные паровые машины новейшего образца, привезенные из Германии. В 1903 г. опять производится замена устаревших паровых двигателей - этой основе основ и своеобразном сердце предприятия. На сей раз он избавляется от слабосильных паровых машин в 25-180 лошадиных сил. И как результат - сокращается количество двигателей, их мощность возрастает и повышается энерговооруженность труда15 . Это было редкое достижение, и далеко не каждая российская текстильная фабрика могла позволить себе подобную роскошь. Устаревшее оборудование, но еще в рабочем состоянии, по низким ценам с убытком для себя продавалось мелким предприятиям. Словом, Никольская мануфактура помогала слабым фабрикам с ограниченными средствами улучшать свою техническую оснащенность.

Отлично справлялся С.Т. Морозов и с обязанностями химика-технолога. "Я ведь специалист по краскам", - любил подчеркивать Савва Тимофеевич. Сложное красильное отделение имело несколько подразделений: главную, плисовую, кубовую и набивную красильни, отделочную, красильную и отбельную пряжи. С ними было тесно связано химическое производство, которое выросло из маленькой лаборатории. Оно создавалось для того, чтобы обеспечить фабрики собственными химическими продуктами однородного качества и в достаточно чистом виде. Сложные красители привозились из Германии. Это была святая святых Никольской мануфактуры, где рождалась легендарная слава морозовских ситцев: прочность красок создавала известность и популярность так полюбившимся простым крестьянкам и великосветским дамам тканям. В отличие от своей бабушки, Ульяны Афанасьевны, действовавшей скорее интуитивно, С.Т. Морозов поставил красильное дело на строго научную основу. Работы крупнейшего специалиста по крашению В.Н. Оглоблина, с которым он познакомился еще в университете в конце XIX в., стали широко известны в России. В 1907 г. Никольской мануфактуре удалось заполучить авторитетнейшего химика к себе на работу, занимавшего до этого пост технического директора на ситценабивной фабрике А.Н. Новикова в Иванове.

Труды С.Т. Морозова по совершенствованию производства не остались незамеченными не только в деловом мире России, но и в высших кругах. На Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде фирма "Саввы Морозова сын и К0" в очередной раз удостоилась права изображения государственного герба России за высокое качество своей продукции. Через несколько месяцев после закрытия выставки 13 апреля 1897 г. деловая карьера Саввы Тимофеевича ознаменовалась важным событием - император Николай II по всеподданнейшему докладу министра финансов С.Ю. Витте "всемилостивейше соизволил объявить высочайшую его императорского величества благодарность за труды по совершенствованию и развитию производства хлопчатобумажных изделий при совмещении всех операций, начиная с прядения хлопка до окончательной отделки изготавливаемых тканей"16. Это свидетельство заслуг С.Т. Морозова на посту технического директора скупыми строками легко в его личное дело в Московском отделении Совета торговли и мануфактур.


Далее



Категория: Морозова З.Г. | Добавил: Пахра
Просмотров: 706 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: