Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » Морозова З.Г. |
15.04.2012, 13:07 | |
Кириченко Е.И. Горки. Архитектура русской усадьбы 1910-х годов ... Свою родословную усадьбы Шехтеля ведут от усадеб романтизма. И не просто от усадеб романтизма, а от подмосковных усадеб. Усадьбы Шехтеля имеют прямого предшественника в лице крупнейшего мастера московского архитектурного романтизма М.Д. Быковского и шедевра его усадебного творчества - усадьбы Паниных «Марфино»[1], проект которого впитал новые тенденции усадебного строительства раннего романтизма или романтического классицизма, обозначившиеся в работах учителя Быковского - Доменико Жилярди и в частности его открытий в организации пространства усадьбы «Кузьминки» и родственной ей по организации пространства усадьбе Волконских «Суханово». Во всяком случае преемственность между пространственной организацией усадеб Шехтеля и Быковского бесспорна. Бесспорно и родство усадебных работ зодчего с наследием мастеров зарубежного архитектурного романтизма, в частности с работами великого немецкого зодчего и мастера театральной декорации К. Шинкеля и его работавших в России коллег: А.П. Брюллова, Г.А. Боссе, А.И. Штакеншнейдера. Трудно
сказать, было ли это результатом сознательного изучения работ предшественников
или следствием однонаправленных исканий, а вероятнее всего – того и другого, но
факт общности налицо. Документальным подтверждением, правда, достаточно поздним
( Усадьба «Горки»,
как и создававшийся одновременно с нею и имеющий ряд общих черт собственный дом
Шехтеля на Б.Садовой [3],
ознаменовали собой новое явление в архитектурной практике начала XX в. –
неоклассицизм. «Открытие» архитектуры XVIII – начала XIX вв. как великого
национального искусства пришлось на первые годы нового столетия. В журнале «Мир
искусства» (№ 2 за Причем не только Шехтель, но и работавший в Горках архитектор Федор Никитович Кольбе (его участие в строительстве Горок зафиксировано документально), ровесник своего великого собрата, учившийся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1874 – 1885 гг., много проектировал в Москве, в том числе и в стиле неоклассицизма. По его проекту сооружено одно из первых в Москве специально построенных для кинотеатра зданий – кинотеатр «Форум».[4] Еще предстоит исследовать, что в Горках возведено по проектам Кольбе и какова роль Шехтеля в создании этого великолепного усадебного ансамбля, если он действительно принимал в нем участие. Пока хочется думать, что достаточно велика, что ему принадлежит авторство переделки центральной части ансамбля с усадебным домом, флигелями, парком. Что касается служебного двора с водонапорной башней и сараями, комплекса конного двора и домов прислуги, то скорее всего их автором мог быть Кольбе. Трудно судить о церкви, проект и облик которой пока остаются неизвестными. Поэтому, забыв на время о доводах в пользу авторства Шехтеля, следует перейти к последнему этапу в жизни усадьбы, одному из шедевров усадебного зодчества начала XX в. Ю.А. Бахрушин, отец которого А.А. Бахрушин также хотел приобрести усадьбу, пишет, что «дом, правда, больше походивший на дачу, был красиво расположен на берегу реки Пахры».[5] После перестроек 1909 – 1915 гг. (в 1915 году завершено строительство церкви[6]) центральный ансамбль усадьбы приобрел вид богатой дворянской подмосковной усадьбы поры ее наивысшего расцвета, т.е. второй половины XVIII – начала XIX столетия, времени, связываемого с понятием допожарная Москва. Хочется специально подчеркнуть – богатой подмосковной дворянской усадьбы поры ее высшего расцвета. Превращение небольшого дома, почти дачи в центр парадного, дворцового по своему характеру ансамбля было, судя по всему, сознательно сформулированным Зинаидой Григорьевной заданием архитектору. Ю.А. Бахрушин свидетельствует, что после ее брака с Саввой Тимофеевичем «преподаватели разных наук, учителя иностранных языков, воспитательницы, портнихи и парикмахеры немедленно окружили ее» и «чрезвычайно быстро, благодаря ее природным способностям превратили ее в великосветскую даму».[7] О том, что стремление стать не просто «общепринятой grande dame Москвы»[8] (ею она стала), но уподобиться представительницам родовых дворянских фамилий превратилось в жизненную цель, подтверждает ее собственное высказывание. Стремление приобрести дворянство никогда не умирало в среде русского купечества и финансовых деятелей. Записки Зинаиды Григорьевны сохранили ее рассказ о разговоре с С.Ю. Витте, бывшим еще министром финансов. «Познакомилась я с ним в первый раз во время приезда к нам на фабрику, где мы жили тогда... Ему был у нас приготовлен завтрак, и во время которого он сидел около меняй и вдруг он начал такой разговор: «А знаете, З.Г., я получил из Берлина письмо, где было сказано, что мы фон (курсив мой – Е.К.) Витте». Я на него с удивлением посмотрела и сказала: «Охота Вам, С.Ю., этим вздором заниматься. Вы такой умный человек, что сам себе предок. Я вот жалею, что у меня не было предков из-за старинного имения и старых портретов, которые я страшно люблю, и меня всегда удивляла эта любовь. Я никогда не жила в таких имениях, только знала о них по литературе, но мне кажется, что моя «душа» когда-то там жила». СЮ. как умный человек не обиделся на меня».[9] Как только
появилась возможность, Зинаида Григорьевна стала превращать свои литературные
знания о дворянских имениях в явь. В Развернувшееся в Горках строительство типично для 1910-х гг. В России в окрестностях больших городов, прежде всего ее столиц, получило распространение строительство родственных по характеру парадных усадеб. Под Москвой сооружается вновь или перестраивается ряд усадеб для членов многочисленного клана Рябушинских. То же происходит в окрестностях Петербурга. Там возникает или перестраивается множество «дворянских» усадеб для купцов и предпринимателей. Одновременно в те же годы разворачивается строительство собственно дворянских усадеб. Нередко в соответствии с новыми веяниями усадьбы, в середине и второй половине XIX в. перестроенные из классческих в «готические», в начале XX в. вновь меняют свой облик и перестраиваются в духе неоклассицизма. Господские дома, переставая быть подобием готических замков, вновь обретают, как во время классицизма, храмовидный, подобный античным храмам облик. Столь же характерный случай представляют «Горки». Происходит преоразование скромной дворянской усадьбы классицизма второй половины XVIII – начала XIX вв. в роскошную дворянскую усадьбу неоклассицизма начала XX столетия. Небольшой по размерам дом, несмотря на сохранение прежних габаритов, только благодаря искусству архитектора приобретает дворцовый характер и превращается в ядро великолепного ансамбля, выдерживающего сравнение с самыми значительными из прославленных подмосковных усадеб классицизма, таких, как «Останкино», «Остафьево», «Суханово», «Горенки», «Гребнево», «Никитское», «Ивановское», «Пехра-Яковлевское», «Петровское-Дальнее», «Гребнево», «Дубровицы», «Валуево» и др. Причем отличие Горок в том, что на прежнем месте остаются не только сооружения центрального ансамбля, но и подъезд к усадьбе. Меняется лишь, как и во всех перепланированных и перестроенных им усадьбах, расположение главного входа (он устраивается со стороны паркового, второго по значению фасада), перед главным фасадом дома, опять-таки, как в большинстве перестроенных им усадеб, вырывают огромный пруд, делаются пристройки к главному дому и флигелям. Анализ планировочных схем подмосковных усадеб второй половины XVIII – начала XIX столетия - времени, ставшего эталонным для перестраивающихся в начале XX в. Горок, обнаруживает, что тогда применялись четыре основных схемы. Наименее распространенной была центрическая, восходящая к планировке вилл знаменитого мастера итальянского Возрождения Палладио с кубовидным объемом главного дома в центре и четырьмя флигелями по углам квадратного же в плане двора. В Подмосковье известны только две усадьбы такого рода – «Петровское-Алабино» Демидовых, сооруженное в 1770-х гг. по проекту М.Ф. Казакова и повторившее его схему уже в конце столетия «Федоровское» князей Шаховских в Волоколамском районе.[10] В противоположность описанной может считаться классической получившая особенно широкое распространение схема с парадным двором, образованным главным домом и двумя флигелями по сторонам, часто соединенными с главным домом галереями. Эту симметричную композицию дополняет церковь, как правило, расположенная сбоку от главного дома и вносящая живописность в парадную часть ансамбля. За вторым продольным фасадом располагается парк, спускающийся к реке или прудам, с многочисленными павильонами, мостами, гротами. Там, где только позволял рельеф местности, применялся именно этот, наиболее соответствующий эстетическим канонам классицизма иконографический вариант. Так спроектированы грандиозные усадьбы с домами дворцового типа вроде знаменитого «Архангельского» Юсуповых, «Петрова-Дальнего» Голицыных, «Поречья», «Ольгова» Апраксиных, «Ивановского» Ф.А. Толстого, «Воронова» И.И. Воронцова, «Никольского-Гагарина» Гагариных, «Гребнева» генерала Г.И Бибикова и др. Эта же схема с парадным двором, к которому подводит прямая аллея, применяется и в относительно скромных усадьбах вроде «Валуева», построенного по заказу» А.И. Мусина-Пушкина, «Яропольца» Гончаровых, «Осташева» А.В. Урусова, «Волынщины» князя В.М. Долгорукова-Крымсого, «Середникова», созданного по заказу Всеволожских. Третьим,
несколько менее распространенным, чем только что описанный, был тип усадьбы с
парадным двором, но ориентированным на пруд или реку. Такая планировка
вызывалась особенностями расположения усадьбы, позволявшими подвести дорогу
только сбоку, параллельно основным зданиям ансамбля. Самым известным образцом
усадеб подобного рода является «Останкино» Шереметевых. Чтобы сделать ее
отвечающей эстетическим нормам классицизма, предпочитавшего осевые композиции
и устройство подъездных аллей, ориентированных на главный дом, прорубались
многоверстные просеки-аллеи. Они позволяли организовать большие пространства в
соответствии с главным принципом классицизма: единств места, времени и
действия. Действие (движение) совершалось по прямой аллее, перспектива ее завершалась
главным домом, благодаря чему художественное время как бы останавливалось,
обеспечивая единство места и времени, т.к. в перспективе аллеи в поле зрения
оставалось главное здание. По родственной усадьбе «Останкино» схеме были
спроектированы подмосковные усадьбы «Дубровицы», «Никольское», «Урюпино», «Васькино»,
«Остафьево» в конце XVIII – начале XIX вв. и «Горки» в Четвертую разновидность распространенной в Подмосковье усадебной схемы можно рассматривать в качестве своеобразной разновидности предыдущей. На ней основывалась еще одна знаменитая усадьба Шереметевых – «Кусково» и первая из приобретенных Зинаидой Григорьевной усадеб – «Покровское -Рубцово». Как в Горках и в Останкино, в Кусково и в Покровском-Рубцове подъездная дорога шла параллельно дому, прудам, реке. Разница между третьим и четвертым вариантами иконографической усадебной схемы сводилась к наличию или отсутствию парадного двора. Невозможность устроить прямую длинную аллею, перспектива которой завершалась бы главным домом, возмещалась устройством просеки, обеспечивавшей далевые эффектные точки зрения на усадьбу и от нее. Облик центрального ансамбля перестроенной в 1909 – 1915 гг. усадьбы «Горки» обнаруживает наибольшее сходство с тремя усадьбами, сохранившими особенности конца XVIII – начала XIX столетия – «Останкино», «Валуево» и «Суханово». «Останкино» и «Суханово»
Шехтель не мог не знать. Первую из-за ее известности, вторую - из-за близости к
Горкам. Суханово было центром волости, куда входили Горки. Сходство главного
фасада перестроенных в начале столетия «Горок» с главным фасадом третьей из
названных – усадьбой «Валуево», настолько велико, что вряд ли может считаться
случайностью. Очевидно, автор перестройки «Горок» был знаком и с этой относительно
небольшой усадьбой. Главный фасад дома каждой из усадеб украшает портик с
шестью колоннами ионического ордера во всю высоту его двух этажей и веранда
балкона. В Валуеве и в Горках авторы-архитекторы разных эпох использовали
наиболее распространенный в усадебном зодчестве второй половины XVIII – начала
XIX вв. и одновременно наиболее торжественный прием отделки главного фасада.
Монументальные колонные портики заменили в Горках существовавшие ранее столбы,
придав представительность и великолепие всему ансамблю. Благодаря одноэтажным
пристройкам – зимнему саду с севера и веранде с юга – размеры небольшого дома
увеличились в длину почти на треть – с 24 до Украшенная колоннами полуротонда зимнего сада в Горках – реплика полуротонды Итальянского павильона в Останкино. Такие же полуротонды украсили в начале XX в. обращенные к вновь созданному огромному пруду торцы боковых флигелей. Полуротонды, повторявшие останкинскую, украсили также один из фасадов радикально перестроенной в духе неоклассицизма оранжереи. Еще один постоянно повторяющийся в композиции главного дома в Горках мотив - балконы. Балконы в шестиколонных портиках усадебных барских домов конца XVIII – начала XIX вв. были довольно распространенным явлением. Кроме усадебного дома в Валуево, такие же балконы существуют в Яропольце Гончаровых, в Перхушково, в Воробьеве. Но в небольшом доме Горок четыре огромных балкона. Кроме двух балконов в портиках двух главных фасадов, как веранды использовались плоские крыши пристроек зимнего сада и крытой веранды. Такие же веранды на плоских крышах - величайшее новшество начала XX в., обычно связываемое с архитектурным авангардом 1920-х гг., были устроены в собственном доме Шехтеля на Большой Садовой улице в Москве. Беседки Горок, заменившие прежние деревянные, напоминают круглый храм Венеры – беседку с колоннами тосканского ордера над прудом соседнего Суханова и расположенного неподалеку от Одинцо-во-Архангельского в свое время перестроенного Шехтелем Константинова, вторая беседка ионического ордера в Горках вызывает в памяти беседки усадьбы «Марфино» – ротонду и полуротонду. Перепланировка парка в Горках началась с организации пространства парадного двора перед главным домом. Балюстрада подчеркнуто отделяет парадный двор от остальной части парка, раскинувшегося по склону горы. Но балюстрада так низка и прозрачна, что она столько же отделяет пространство двора от остальной части парка и открытого вдаль пространства огромной просеки, сколько связывает их. Главную ось ансамбля, выделенную портиком главного дома, в парке продолжают устроенный под горою грот на берегу малого пруда и расположенные по обе стороны от него беседки. Эта часть парка, подобно главным фасадам усадебного дома Горок, удивительно напоминает спускающийся к прудам парк усадьбы «Валуево». Вместе с тем, беседки, которые как будто должны были подчеркнуть главную ось ансамбля, расположены несимметрично по отношению к воображаемой оси. Но если такие вольности допускались в парках времени классицизма, то возможность появления асимметрии в обработке главного фасада усадебного дома (обе пристройки имеют отличные друг от друга фасады) полностью исключалась. Эта особенность вызывает в памяти любимый прием Шехтеля – асимметрию в симметрии, применявшуюся им в сооружениях в стиле модерн и использованную при проектировании главного фасада дома на Садовой. Нагорная часть парка Горок, расположенная за домом, спланированная по регулярному принципу, играла роль своеобразной галереи предков. Регулярный парк – примета парков первой половины XVIII столетия. Его присутствие в усадьбе – свидетельство ее раннего возникновения, и косвенно – родовитости владельца усадьбы. Зодчий выделяет регулярную часть парка из окружающего пространства прямыми аллеями и металлической оградой с воротами, акцентируя связь этой части парка с домом. Планировке самого дома также присущи особенности, обычно использовавшиеся Шехтелем в усадьбах. Вход в дом располагается со стороны паркового фасада. В Горках об этом свидетельствует назначение комнат. Главный вход не мог располагаться на главном фасаде, там на первом этаже за портиком находилась биллиардная. В целом в интерьерах, как и в парке, и в композиции фасадов возрождение приемов классицизма соседствует с характерными приметами архитектуры начала XX в. В планировке дома сохранена традиционная анфилада. Вместе с тем, внутренние перегородки и назначение комнат таковы, что расположенные по главной оси помещения второго этажа - столовая и гостиная – выполняют роль холлов в особняках модерна, давая доступ в личные комнаты членов семьи – самой Зинаиды Григорьевны, ее дочери Маши, самого Рейнбота. По-новому, учитывая опыт архитектуры модерна располагаются в усадебном доме Горок окна и двери комнат на одной оси, создавая удивительное единство и взаимопроникновение внешнего природно-паркового и внутреннего пространства комнат. Благодаря тому, что усадьба «Горки» оказалась связанной с именем Ленина, она сохранила обстановку начала XX в. «Горки» - замечательное произведение усадебной архитектуры последнего этапа ее развития, свидетельство нового возрождения классичесой традиции, демонстрирующая насколько широко и многообразно используется это наследие. Вместе с тем, ее история и история прилегающей к ней территории изучена далеко не полностью, тем более что территория усадьбы представляет единый архитектурно-хозяйственно-жилой и парковый комплекс, где ни одна часть не может существовать без другой. Кроме того, требуется выяснение имен работавших в Горках зодчих. Предстоит выяснить, каков вклад Кольбе в создание усадьбы «Горок», является ли Шехтель действительно автором этого прекрасного творения, как связана его деятельность с деятельностью другого зодчего, весьма активно проектировавшего в 1840 – 1910-е гг., учившегося одновременно с Шехтелем и до сих пор не привлекавшего внимания исследователей. Предстоит выяснить, какова была усадьба до того, как она перешла во владение З.Г. Морозовой, что представляли собой ее предшествующие владельцы. Дело чести сотрудников музея сделать достоянием всех интересующихся историей нашей страны, нашей культуры и искусства знание об ансамбле этой великолепной усадьбы и о предметном наполнении ее интерьеров. Ведущий научный сотрудник Института российской истории АН, доктор искусствоведения Кириченко Е.И. [1] Подробный анализ композиции усадьбы «Марфино» и ее содержательных основ см.: Кириченко Е.И. Михаил Быковский. М., 1988. [2] Фотографии хранятся в семейном архиве Шехтелей и были любезно предоставлены автору внучкой зодчего М.С. Лазаревой-Станищевой. [3] На это впервые обратили внимание сотрудники ГИЗ «Горки Ленинские». См. Давиденко С.В., Савинова Е.Н. Указ. соч. С. 58. [4] Сведения об участии Кольбе
в строительных работах в Горках, в частности счета за работу по постройке
церкви, хранятся в фонде З.Г. Рейнбот (Резвой) в РГАДА. За сообщение сведений
об этом приношу мою сердечную признательность сотрудникам ГИЗ «Горки Ленинские»
С.В. Давиденко и Е.Н. Савиновой, а также Н.С. Датиевой. Биографическая справка
о Кольбе, включающая перечень ряда его работ, содержится в Биографическом
справочнике «Московские зодчие второй половины XIX – начала XX века», составленном
А.Г. Рогачевым, вып. [5] Цит. по: Давиденко СВ., Савинова Е.Н. Указ. соч. С. 57. [6] Там же. С. 59. [7] Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М., 1994. С. 271. [8] 18. Там же. [9] Воспоминания З.Г.
Морозовой-Резвой (конец 1930-х гг.). // Центральный театральный музей им. А.А.
Бахрушина. Ф. 216. Д. [10] Памятники архитектуры Московской области: В 2-х томах. М., 1975. Т. 1. С. 38. Т. 2. С. 61. ГИЗ «Горки Ленинские» Музейный сборник. № 5. М., 1999. | |
Просмотров: 1290 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |