Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » Морозова З.Г. |
10.04.2012, 05:01 | |
Дроздов Михаил Сергеевич, старший научный сотрудник ФИнЭПХФ РАН Савинова Елена Николаевна, ведущий научный сотрудник ГИМЗ «Горки Ленинские» САВВА МОРОЗОВ ЧИТАЕТ ДОСТОЕВСКОГО… (Размышления
по поводу одного из раритетов коллекции музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в
Кремле») Вопрос
о взаимоотношениях Ф.М. Достоевского и российского купечества (к которому
принадлежала, как известно, мать Федора Михайловича), еще не стал предметом
обстоятельного исследования, хотя
попытки найти прототипы отдельных персонажей-купцов неоднократно
делались[1]. В
данной работе поставлена задача анализа отношения российских предпринимателей
Морозовых, в частности Саввы Тимофеевича Морозова и его отца Тимофея Саввича к творчеству,
общественной деятельности, нравственной позиции, литературному наследию
Достоевского. Это важно также и в контексте восприятия творчества Достоевского
различными сословиями и социальными группами русского общества. Поводом
для написания данной статьи стало обнаружение при исследовании книг в личной
библиотеке В.И. Ленина автографа С.Т. Морозова. Необходимо особо остановиться
на истории появления этого редкого издания из библиотеки Морозовых в
кремлевской библиотеке В.И. Ленина. Известно, что у Саввы Тимофеевича в его
особняке на Спиридоновке, а еще ранее в родительском доме в Трехсвятительском
переулке были большие библиотеки. После неожиданной и таинственной кончины Саввы Тимофеевича в Каннах в В Некоторые
книги из усадебной библиотеки были перевезены В.И. Лениным в Москву, где стали
составной частью создаваемой им в кабинете в Кремле личной библиотеки. В Уникальной
находкой представляется автограф Саввы Тимофеевича - его личная роспись на
форзаце «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского за Обратимся
теперь к содержанию этого издания и попытаемся понять, что могло в нем
затронуть молодого Савву Тимофеевича. Для
«введения в тему» приведем некоторые факты из хроники семейств Достоевских и
Морозовых. Федор Михайлович родился в Издание "Дневника писателя за принадлежавшее С.Т. Морозову. Автограф Саввы Тимофеевича Морозова на книге Ф.М. Достоевский "Дневник писателя за 1880 год". Оба
стали свидетелями неудачной Крымской войны и более удачной (по результатам, но
не по последствиям) Русско-турецкой. С тем и другим событием, особенно с
последним, было связано значительное
усиление общественной, как бы сейчас сказали, активности. В этой
обстановке сравнительной либерализации политической и социальной жизни
российские предприниматели, а среди них и Т.С. Морозов, сознавали необходимость
организационного единения торгово-промышленного класса как силы, способствующей
процветанию России. Гласный Московской городской думы с Подобные акции были в
известной степени продолжением, только в экономическом аспекте, деятельности
Славянского благотворительного общества. Достоевский являлся членом этого
общества с Они
познакомились в начале 1860-х гг., когда Аксаков сблизился с патриотически
настроенным кругом московских предпринимателей и стал редактором целого ряда
основанных на их деньги газет «русского направления» - «Парус», «День»,
«Москва», «Русь». В частности, Т.С. Морозов, К.Т. Солдатёнков, И.А. Лямин,
Ф.В.Чижов и некоторые другие внесли значительные суммы и вошли в редакционный
совет «Москвы» («газеты политической, экономической и литературной»)[4]. Как
ни коротка была ее жизнь, газета первой привлекла внимание общества к
нарастанию роли промышленной и торговой среды, которая стояла «к народу ближе
прочих образованных классов» и которая могла бы «сделаться могучим рычагом
общественного развития»[5].
И.С.Аксаков
первым увидел в московском купечестве силу, способную сохранить верность
«русским началам», отстоять самобытный характер русской жизни. Его политическая
доктрина славянофила находилась под сильным влиянием умонастроений
представителей класса крупной буржуазии, к которым относился Т.С. Морозов.
Именно Тимофей Савич стал инициатором назначения Аксакова председателем
Московского купеческого Общества Взаимного Кредита, стремясь еще более
приблизить идейно близкого публициста и редактора к деловым кругам[6].
Представляется весьма вероятным, что на московское национально мыслящее
купечество все большее идейное влияние оказывал и Ф.М. Достовский, прежде всего
своей публицистикой. Ф.М.
Достоевский, разумеется, был знаком с И.С. Аксаковым, и, хотя вступал
неоднократно с ним в полемику по некоторым особенностям славянофильской
доктрины, во многом, касающемся русского народа, был единомышленником Ивана
Сергеевича (и, получается, в какой-то степени, стоявшей за ним именно русской
деловой элиты, нашедшей в Аксакове своего идейного лидера). Сближение взглядов
Аксакова и Достоевского особенно наглядно продемонстрировала Пушкинская речь
Федора Михайловича. Тогда Аксаков отказался от своего выступления, полностью
соглашаясь с Достоевским, а тот в предисловии к публикации речи в «Дневнике
писателя» назвал славянофильство «нашей партией». Логично
предположить, что Аксаков, будучи хорошим знакомым и Морозова, и Достоевского, мог
представить их друг другу. Можно найти и некоторые, правда, далекие семейные
связи Достоевского с Морозовыми. В принципе у них могли быть родственники по
линии матери Федора Михайловича, урожденной Нечаевой, происходившей из
старинной купеческой семьи с боровскими и, возможно, старообрядческими корнями.
Контакты с Морозовыми могли осуществляться по линии тетки писателя А.Ф.
Куманиной, давшей Достоевским, если не родство (детей у Куманиных не было), но
свойство с этим прославленным и
разветвленным семейством, о котором П. А. Бурышкин писал: «Семья Куманиных
является одной и старейших московских купеческих семей; с течением времени
почти все ее члены перешли в дворянство. Она занимает первое место в московском
купеческом родословии по числу ее членов, возглавлявших Московское городское
общественное управление»[7].
В Наконец,
родство, или, более вероятно, свойство с Морозовыми могло существовать по линии
сестер и братьев Ф.М. Достоевского и их потомства, и, скорее всего, в Москве.
Целенаправленно и досконально этот вопрос не изучался. Мы только наметили и не
будем развивать в данной работе вероятные фамильные (явно дальние и потому,
повторим, особенного значения не имеющие) связи. Нам представляется гораздо
более важным показать некоторые свидетельства духовной связи между Достоевским
и Морозовыми. И тут нам надо сказать несколько слов о сыне Т.С. Морозова –
Савве. Савву
Тимофеевича можно также отнести к современникам Достоевского, только младшего
поколения. Когда умер Федор Михайлович, ему было 19 лет. Именно в это время
формировался его характер, определились его жизненные приоритеты. На то и
другое в натуре Саввы Тимофеевича, помимо семейного и гимназического
воспитания, традиций рода и т.п., серьезное влияние оказала великая русская литература.
Среди
таких сильнейших воздействий было влияние Достоевского и его произведений.
Особое впечатление на юного Морозова произвели не только последние романы
Достоевского, но и его «Дневник писателя». По воспоминаниям М.А. Гарелиной,
урожденной Крестовниковой, общавшейся с ним в юности, Савва был весьма начитан,
владел иностранными языками, в компании любил поговорить «о книгах, о поэзии и
о жизни»[9].
Пушкина он любил необыкновенно. К
сожалению, мы чрезвычайно мало знаем о внутреннем мире Саввы Тимофеевича
Морозова. Его личный архив не сохранился. В воспоминаниях его жены Зинаиды
Григорьевны мы практически не найдем свидетельств его духовных исканий[10].
Разве что в высказанных ею политических суждениях и оценках общественных и
государственных деятелей можно ощутить отголоски взглядов Саввы Тимофеевича. Не
найдем мы сведений подобного рода и в немногих псевдо-документальных очерках
или художественных произведениях Горького, Тихонова, Амфитеатрова, дневниках и
воспоминаниях Суворина, Витте и других. Известны лишь редкие отрывочные
высказывания современников и близких, которые, не дают полной картины духовной
эволюции С.Т. Морозова. Полагаем, что, как сына фабриканта и молодого мыслящего
человека, Савву Тимофеевича привлекали вопросы, которые поднимались Достоевским
на страницах «Дневника писателя». Впрочем,
выпуски «Дневника» с самого первого их выхода в свет будоражили русское
общество, заставляли читателей задуматься о нравственных проблемах. Особенный
резонанс вызвал «Дневник писателя. Единственный выпуск на 1880 год», изданный
вместе с «Дневником писателя» в Несомненно, юный Савва
Морозов, зная и любя Пушкина, безусловно, принимал участие в масштабных пушкинских торжествах. В то
время Савва - выпускник 4-й Московской
гимназии, готовящийся стать студентом Московского Университета. Полагаем, что
он, как и некоторые другие из Морозовых, присутствовал на знаменитом
выступлении Достоевского 8 июня Событие,
произошедшее тогда в зале Благородного собрания, имело большое значение и для
Саввы Морозова. Об этом ярко свидетельствует экземпляр «Дневника писателя»,
принадлежавший Савве Тимофеевичу и сохранившийся а коллекции кремлевской
библиотеке В.И.Ленина. Думается,
авторитет отца - Тимофея Саввича, глубоко уважавшего Аксакова, а через него и
Достоевского, сыграл существенную роль в том, что Савва в «Дневнике писателя»
стал искать ответы на вопросы, которые волновали тогда мыслящие круги русского
общества. Заметим,
что публикацию речи о Пушкине и объяснительное слово к ней самого автора все
ждали с нетерпением и старались быстрее стать обладателями «единственного издания».
Все тот же Аксаков в письме к Достоевскому признавался: «Появление "Дневника” с
разъяснениями речи было необходимо. Вашу речь трудно было отделить от факта
произнесения и произведенного ею впечатления, ибо в этом взаимодействии было
непосредственно принято и почувствовано
несравненно больше того, что высказано
было словами речи и что услышано слухом и сознано»[14].
Он же в другом письме к Федору Михайловичу опять возвращался к его «Дневнику» и
его важности для молодого поколения: «…Вы, мне кажется, призваны
популяризировать в общественном сознании нравственную силу христианства, выводя
ее из храма на улицу, в жизнь, - следя и раскрывая ее в нашей ежедневности, во
всех крупных и мелких случаях, вертящихся, как пыль, среди нас»[15]. Напомним
содержание «Дневника писателя» за Характерно
также восклицание Достоевского об идеале нравственном: «Да тем-то и сильна
великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что
измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям
вековечным, к радости абсолютной. Чем соедините вы людей для достижения ваших
гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее
нравственной? А нравственные идеи только одни: все основаны на идее личного
абсолютного самоусовершенствования впереди, в идеале…» Можно представить,
сколько молодых сердец вдохновилось поисками подобного идеала, читая «Дневник
писателя»… В
выпуске за К
сожалению, нам не дано знать, о чем размышлял С.Т. Морозов, читая «Дневник
писателя». Однако факты и события его биографии и его предпринимательская
деятельность свидетельствуют, что поиски национального идеала Ф.М. Достоевским
и его публицистика сыграли определенную роль в формировании убеждений Морозова.
В частности, так же как и Достоевский, он полагал, что земля должна быть
собственностью тех, кто ее обрабатывает. Идея просвещения народа и оздоровления
условий его жизни были для него не пустым звуком, о чем говорит, к примеру, его
«Программная записка по рабочему вопросу» от 9 февраля Таким
образом, спустя почти четверть века он уже сам пытался ответить на вопрос,
поставленный Достоевским в «Дневнике писателя», увидевшего свет в год его
смерти: «Как же помирить верхний пояс с морем океаном и как успокоить
море-океан, чтобы не случилось в нем большого волнения?» Нам не хотелось бы
углубляться сейчас в «перекличку» взглядов и точек зрения Федора Михайловича и
взрослого Саввы Тимофеевича на разные вопросы общенационального значения.
Наверняка там нашлось бы немало соприкосновений и даже согласий, как, и тоже
наверняка, несовпадений. Задачу можно было бы поставить шире: попытаться рассмотреть
отношение к Достоевскому и его мировоззрению вообще в среде высшей, наиболее
значимой части московского купечества рубежа XIX – ХХ вв. Но мы также не ставим себе
такую задачу. Наша работа только указывает, в какой-то мере, на эту и другие,
более узкие, подобные проблемы, причем на примере только одного семейства. [1]См: Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. М.- Пг.,
1922; Дороватовская-Любимова В.С. «Идиот» Достоевского и уголовная хроника его
времени // Печать и революция. 1928. № 3; Назиров Р. Г. Герои романа «Идиот» и
их прототипы // Русская литература. 1970. № 2; Гус М. С. Идеи и образы Ф.
М. Достоевского. М., 1962; Бахтин М. М. Проблемы поэтики
Достоевского. М., 1972; Лотман Л. М.
Романы Достоевского и русская легенда // Русская литература. 1972. № 2;
Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977 и др. [2]Достоевский
Ф.М. Дневник писателя. Ежемесячное издание. Единственный выпуск на [3]Подробнее: История предпринимательства в России. Кн.2. М., 1999. С.201. [4]Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978. С. 136-166. [5]Москва. № 1. 1867, 1 января. [6] Об этом см. подробнее: Цимбаев Н.И. Указ. соч. С.160. [7] Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990. С. 149. [8]В
связи с генеалогическими связями отметим заодно дело [9]Гарелина М.А. Дневник. 1882-1886 гг. Машинописный текст из семейного архива М.М. Каверзневой. [10]Давиденко С.В., Савинова Е.Н. Воспоминания З.Г. Морозовой-Рейнбот // Археографический ежегодник за 1998 год. М., 1999. С. 284-301. [11]Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Ежемесячное издание. Единственный выпуск на 1880. Август. СПб., 1880. С. 1. [12]Успенский Г.И. Пушкинский праздник // Отечественные записки. № 6. 1880. [13] Амфитеатров А.М. Жизнь человека, неудобного для себя и ля многих других. Т.1. М., 2004. С. 107. [14]Аксаков
И.С. Письмо Ф.М.Достоевскому. 20 августа [15]Там же. С. 356. | |
Просмотров: 1007 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |