Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » Морозова З.Г.

Наталья Вико. Литературный сценарий кинофильма "Савва Морозов. Выстрел в Каннах."
11.04.2012, 07:38


Материалы сайта


 
 
Литературный сценарий Н.Вико "Савва Морозов. Выстрел в Каннах."
Литературный сценарий Н.Вико "Савва Морозов. Выстрел в Каннах."
НАТАЛИЯ ВИКО.
«САВВА МОРОЗОВ. ВЫСТРЕЛ В КАННАХ.»
СЦЕНАРИЙ  ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА.

Главная

Творческая биография

Новости

Книги

Фотографии

Кино

Радиоспектакли

Автор в СМИ

Отзывы


Сцена 1. Зеркальный павильон. Крупно: лицо человека лет сорока, с  коротко 

стриженными рыжеватыми волосами, небольшими усиками, чуть раскосыми глазами, жестким взглядом. Пристально вглядывается в свое отражение. От крупно до очень крупно: глаза . Голоса за кадром  «Ату его! Ату! Он здесь! Сюда!» Отъезд камеры. Мужчина в строгом черном костюме и белой рубашке по моде конца 19 века тревожно оглядывается по сторонам . Панорама по  небольшой зеркальной комнате, в которой он находится. В зеркалах-  его отражения.  Голоса за кадром громче  и громче, слышно дыхание бегущих людей. Мужчина толкает одно из зеркал, которое оказывается дверью. Но за зеркалом -новое зеркало. Ловушка. Крупно: лицо мужчины, на котором появляется улыбка. Отъезд камеры: мужчина смеется. 

Мужчина (громко) : Морозова  убить хотите?  Меня убить нельзя! Врешь! Врешь!!

Крупно: удар кулака по зеркалу. Звон разбитого стекла.

Эхом разносится еле слышное «Меня убить нельзя!»

Женский голос за кадром: Савва! Савва! Да ты уснул?

 

Сцена 2. Каминный зал особняка Морозовых на Спиридоньевке. День.

 

Комната с  камином, около которого  два больших кресла. Между креслами- небольшой столик. В кресле в том же костюме  сидит уже знакомый нам мужчина - Савва Морозов. За его спиной  -  темноволосая статная женщина лет 35 в длинном бархатном  платье-халате зеленого цвета с книгой в руках . Это- жена Морозова. Крупно: лицо Саввы, который потирает пальцами виски - пытается сбросить с себя остатки сна. 

 

Морозов:  Задремал . ( На мгновение прикрывает глаза и трет виски пальцами. Поворачивается к жене, стоящей у спинки кресла,  ловит ее руку, заставляя обойти кресло и прижимает ее ладонь к своему лицу . ) Задремал- и нет мне прощения. (с грустной  улыбкой смотрит на жену)

 

Зинаида Морозова: (обижено)  Это ж надо- уснул он!В кои веки поговорить со мной вызвался… и вот – пожалуйста! (возмущенно разводит руками)  Все дела…дела…вечные дела! (резко) Я же почти не вижу тебя, Савва! И… ( обрывает себя на полуслове, наблюдает за мужем и продолжает спокойным , извиняющимся тоном, словно жалеет о своем срыве) . Так что, говорить дальше-то? 

 

Морозов (украдкой вынимает из левого кармана  никелевые часы на цепочке и бросает взгляд на циферблат)

Ну да…говори, конечно. (замечает в ее руках томик Пушкина).    Никак Пушкина читаешь?

 

Зинаида Морозова : Да я с ним теперь не расстаюсь.  (недоверчиво смотрит на мужа). Смеяться не станешь, тогда расскажу. ( прижимает томик к груди )

 

 

Морозов : (опускает глаза, еще находясь во власти тяжелого сна)  Зинаида, (строго) начала, так договаривай. А то мне уже  ехать пора. (Берет со столика серебряный портсигар, вынимает папироску, закуривает, несколько раз чиркая спичкой)

 

Зинаида Морозова: (смущенно склонив голову, опускается в  соседнее кресло, проводит    по обложке пальцами, украшенными массивными  золотыми кольцами и перстнями.)

 Я, знаешь ли, только не смейся, пожалуйста! Я … гадаю по нему.

 

Морозов: ( задумчиво стряхивает пепел в мраморную пепельницу на столике) Что? (будто только сейчас окончательно избавляется  от сна) Как это -  гадаешь?. 

 

Зинаида Морозова : (оживленно)  А просто! Открываю томик  и  говорю себе - на такой-то странице столько-то строк сверху или снизу надо отсчитать и прочесть, что написано. ( Крупно: рука Саввы вынимает из кармана часы, убирает обратно, начинает нервно постукивать пальцами по ручке кресла) Глупо, конечно, понимаю, но вот такая у меня появилась причуда! И надо сказать, Александр Сергеевич меня еще ни разу не подводил. Не хочешь попробовать? ( протягивает книгу мужу.) 

 

Морозов : (встает) Нет уж. (Тушит папиросу о край пепельницы) Я в эти игры не играю. (Убирает руки в карманы брюк ) Коли хочешь- попробуй сама. За меня. ( стоит перед женой, несколько раз качнувшись с пятки на носок.) 

 

Зинаида Морозова: (чуть обижено) Хоть страницу-то назови. Номер какой-то. Ну же, Савва! 

 

Морозов: (  с усмешкой)  Пятьдесят шесть.

 

Зинаида Морозова: (быстро листает странички). Та-ак… (вскидывает голову) Теперь какая строка сверху? (капризно). Скажешь- и ступай по своим делам, не скажешь- не пущу никуда. Вот так.  

 

Морозов: (качает головой) Шестая. Шестая сверху. (вынимает руки из карманов, наклоняется, целует жену) Все? Довольна твоя душенька? (быстрыми шагами направляется к выходу из комнаты).

 

Зинаида Морозова: (читает) «Да кто ж, скажи, разлучница моя?» (голос дрогнул. Бросает удивленный взгляд на Савву и продолжает) 

 «¼Я доберусь. Я ей скажу, злодейке:

Отстань от князя, - видишь, две волчихи

не водятся ( читает все тише и тише )  в одном овраге» .(опускает книгу на колени  и поворачивается к мужу, стоящему в дверях.)

 

Морозов: Вот видишь- чепуха все это. Пустое дело. Лучше с детьми поиграй. Я – поздно, не обессудь! К ужину не жди. (быстро выходит из комнаты)

 

Зинаида Морозова : (нервно листая книгу , шепчет) Седьмая снизу… (читает) 

 «На тихий праздник погребенья

Я вас обязан пригласить;

Веселость, друг уединенья,

Билеты будет разносить».

Очень мило! – (сердито захлопывает книгу.)  - И что это с вами сегодня, господин поэт? (бросает книгу на кресло, в котором сидел Савва и обиженно повторяет шепотом) : «… две волчихи не водятся в одном овраге»…

 

Сцена 3. Крыльцо особняка матери Саввы- Марии Федоровны Морозовой. Сумерки.

 Морозов выходит из коляски. К нему навстречу бросается крепкий пожилой мужчина с длинной черной бородой. 

 

Морозов:  Как поживаешь, Никодим? ( слегка шлепает его по выпирающему животику) .Все толстеешь? Ба-алует тебя матушка, ба-алует! Вот, заберу тебя к себе-вмиг похудеешь! Чего ходишь высматриваешь?

 

Дворецкий: (показывает рукой на высокие деревья около дома) Да вот, барыня говорит, в доме темно стало, надобно обстричь. 

 

Морозов: (улыбается) Да-а, ты мужик хозяйственный, на все руки мастер. (направляется в сторону двери). Как  твоя жена-то? Все хворает?

 

Дворецкий: (забегает с левой стороны, боком продвигается в сторону входа в дом) Оно дело обычное.  Каждый своим  занимается- мужики- делом, а бабы- хворью да ворчанием непрестанным. 

 

Морозов: (поднимается по ступеням) Это ты точно сказал!  

 

Дворецкий : ( распахивает тяжелую дубовую дверь) Прошу вас, ваше степенство. Барыня  и не ждет вас, вот радость какая! 

 

 

Сцена 4. Прихожая  особняка матери Морозова. 

Морозов: (быстрыми шагами проходит в дом. Навстречу выпархивают две девушки  в платках и  передниках поверх голубых платьев  и , пискнув, скрываются  за тяжелой портьерой. )

Дворецкий: Манька, Анька, кыш, балаболки! (оборачивается к Морозову) Пойду барыне доложу. Вот радость, вот радость-то! 

 

Морозов:  (в сторону дворецкого) Ладно уж, Никодим! Неделю всего, как виделись. (громко) Матушка-а! Ваш сынок пожаловал! (проходит в комнату).

 

Сцена 5. Комната в доме матери Морозова. Тяжелая мебель темного дерева. Массивный диван  . На стене- фотография Саввы с  детьми и его отца- Тимофея Саввича. 

Морозов проходится по комнате, достает портсигар, вынимает папиросу, оглядывается по сторонам, закуривает, делает несколько жадных затяжек , прислушивается, торопливо тушит папиросу о край мраморного стола, раскрошив табак, рассыпавшийся  на пол темного дерева.  

 

В дверях появляется невысокая властная женщина  лет 60 – лицо круглое, колючий взгляд, уголки узкого рта опущены- в широком  черном платье  крупными сборками, на голове- аккуратный черный чепец, отделанный бархатной тесьмой.   

 

Морозов : ( несколько раз шаркает ногой, разметая табачные крошки и целует матери руку). Вечер добрый, матушка! 

 

Морозова : (цепкий взгляд скользит по фигуре Саввы , узкие губы искривляются в гримасе- чует запах табака) Сам явился? Чего  вдруг? (строго) Доклад о делах фабрики мог и с посыльным передать. (всматривается в лицо сына)

 

Морозов молча хмурится, смотрит исподлобья. 

 

 Морозова : (немного смягчила тон) Экой ты сегодня! Случилось что? Или твоя «разведенка» чего выкинула? (усаживается в кресле , смахивая рукой сидящего на нем  рыжего кота с неровно растущей по телу шерстью- где густо, где-пусто )

 

Морозов : (наклоняется, берет кота на руки и садится на  край дивана напротив матери) Иди ко мне, помоишный , (гладит кота) никто нас с тобой не любит, никому-то мы не нужны. (поднимает взгляд на мать) А вы, матушка, все за свое. Уж столько лет прошло…

В комнату входит одна из девушек  в передничке. Смущенно смотрит на Савву, приседает в приветствии.

Девушка: изволите чего, барыня? ( теребит край передника)

  

Морозова  : (сыну) Чаю будешь, иль как всегда- на минуту?

 

Морозов : (помолчав) Не беспокойтесь, матушка. 

 

Морозова: (девушке) Ступай.  (девушка выходит) На минуту он. (усмехается)  Так о чем это я? (Савве). Ах, да. Лет ,говоришь , много прошло? Так что мне года? Разве что сердце пошаливать стало. Иногда, кажись, оторвется и рухнет в недра самые. А «разведенка» твоя, она была и есть «разведенка». Слыханное ли дело - наперекор законам веры святой, в дом разведенную привести! Любовь у него , вишь, великая! У своего племянника жену увел!  Знаю, что говорю! (повышает   голос, заметив, что Савва собирается возразить.) Знаю! Во всяком житейском деле, слава Богу, изнанку вижу.

 

Морозов: ( гладит кота ) Право, матушка, столько прожито с Зиной вместе, детей народили, а вы все никак не смиритесь, (улыбается ) Сами же согласие дали на наш брак. Значит - сумели  простить…(закидывает ногу за ногу)

 

Морозова: (завязывает ленты чепца потуже).  Материнское сердце простить может, а забыть - никогда. Не люблю ее и все тут! ( хлопает  ладонью по поручню кресла. ) И хватит о том. Головная боль одна от вас – что ты, что брат твой. (поджимает губы, поднимает подбородок выше)  

 

Морозов: (широко улыбается) А Сергей-то чем не угодил? У него ж жены нету! (покачивая ногой, рассматривает свой до блеска начищенный ботинок)

 

Морозова: (ворчливо) Приклеился прям к горизонталке своей. Плясунье венгерской. Ему египетская дева какая-то нагадала, что плясунья эта-  судьба его. (поправляет складки  широкого платья).  

 

Морозов: (удивленно) Сергей к цыганке ходил? Гадал? Он же их на дух не выносит!  

 

Морозова: ( обреченно машет рукой) А-а, голову с вами сломаешь …Так  говори , с чем пожаловал?

 

Морозов аккуратно опускает на пол кота, поднимается, вынимает  из кармана брюк  сложенный вчетверо лист бумаги и протягивает  матери.

 

Морозов: Прочтите. Из Китая письмо от господина Лоскутова. Похоже, на китайском поле мы англичан на обе лопатки положили. ( довольно усмехается). Скоро мануфактура Морозовская по всему миру первая будет!

 

Морозова : (строго) Очки дай. На столике под лампой. 

 

Морозов берет очки и протягивает матери. Незаметно вынимает часы. Смотрит на циферблат. Убирает часы обратно в карман. 

 

Морозова надевает очки , разворачивает бумагу,  читает. 

 

Савва стоит перед ней, убрав руки в карманы брюк, раскачиваясь с пятки на носок. Внимательно наблюдает за выражением ее лица.

 

Морозова: (не глядя на Савву, ворчливо) На месте уж стоять  не можешь, все бежишь куда-то…

 

Морозов: (усмехается) Я, матушка, движение люблю! Вы читайте, читайте!

 

 

 Морозова снимает очки, складывает письмо и молча протягивает Савве. Старается сохранить на лице строгое выражение, хотя заметно, что прочитанное ее радует. 

 

Морозов: (берет письмо, убирает в карман, вынимает часы и держит их в руке) Ну? Каково?  (недобро щурится) Слово –то молвите какое?  

 

Морозова: (ехидно) Торопишься куда? (крутит очки в руках) 

 

Морозов:  (сухо)В театр. Обещал.

 

Морозова :  Слышала я, зачастил ты туда? ( испытующе смотрит  на Савву) Не нравится мне это! Только деньги тратишь! Попомни- актеришки эти – люди неблагодарные! ( делает попытку встать, болезненно морщится, протягивает руку Савве) И веры им никакой! 

 

Морозов: (помогает матери подняться)  Интересное дело получается, матушка! Никак вам Савва не угодит! (резко) Что-то я уставать стал от поучений! 

 

Морозова  предостерегающе  поднимает  указательный палец правой руки. Подбородок снова поднят, придавая лицу надменный вид. 

 

Морозов : ( нервно, но несколько смягчая тон)  Вот вы, матушка, на Зину мою все обиду держите, а ведь вы ее любить должны: она точь-в-точь ваши речи повторяет. (повышает тон) То я не так делаю, это не так… Все воспитывают, воспитывают…

 

Морозова грозит пальцем , губы плотно сжаты. 


 ...






Категория: Морозова З.Г. | Добавил: Пахра | Теги: Станиславский, канны, МХАТ, Наталья Вико, Никольская мануфактура, 1917, Горький, Савва Морозов, горки, РСДРП
Просмотров: 1060 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: