Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » ГИМЗ "Горки Ленинские".

Наумова Г.А. Древние поселения. Из книги "Прогулки в окрестностях Горок". М., 2006.
14.04.2012, 08:00


Г.А. Наумова

Древние поселения

Из книги "Прогулки в окрестностях Горок". М., 2006.

 

Поселения человека, согласно археологическим данным, известны в Подмосковье с незапамятных времен. Возвышение Москвы, явившееся основой объединения русских земель в единое государство, способствовало притоку населения в наш край. Заселение проходило весьма неравномерно. Первыми были заселены местности к северу от Москвы. Обстоятельства политического свойства, по мнению академика С.Б. Веселовского, замедлили процесс заселения территории к югу от Москвы. На начальном периоде роста Московского княжества бассейн Пахры был его южной окраиной.

Река Пахра, – правый южный приток Москвы-реки, - своей узкой глубокой долиной местами врезается в коренные породы, представленные известняками мячковского горизонта, что и предопределило её известность. «Своё начало Пахра берёт в Верейском уезде, в лесу, при д. Пахорка, проходит через Подольск и впадает в Москву-реку, недалеко от Мячкова»2. Длина реки - 135 км, ширина – 30-40 м. Течение довольно быстрое, местами встречаются быстрины и перекаты, например, у д. Новленское. Река изобилует многочисленными притоками: Туровка, Людовка, Обитца, Северка, Моча и др. Не нарушая общего равнинного характера, речные долины и овраги с покрытыми лесом склонами придают местности очень живописный вид.

Мелкие речки длительное время снабжали население питьевой водой и рыбой, к ним сгоняли на водопой скот, на многих реках делались запруды с мельницами. Были они на р. Туровке в усадьбе Горки, на р. Пахре у д. Новленской. Пойменные земли по берегам рек всегда были лучшими для огородов и сенокосов. Их живописные берега послужили центрами заселения древнейших людей. И в наше время археологи продолжают находить по берегам Пахры и ее притоков следы первоначальных стоянок и поселений.

 Первые археологические находки на территории музея-заповедника «Горки Ленинские» и его охранной зоны специалисты относят к эпохе раннего железного века. Эта эпоха, прежде всего, характеризуется распространением выплавки железа из местных болотных руд, освоением кузнечной обработки металла, изготовлением из него орудий труда, оружия и других предметов, хотя ещё долго применялись и орудия из кости и даже камня. В то время климат был субатлантический, в целом близкий к современному, но более влажный. Вся территория была покрыта смешанными лесами с преобладанием лиственных пород. Населяли в этот период нашу территорию племена дьяковской культуры (Дьяковская культура получила своё название по первому исследованному городищу у с. Дьяково, ныне вошедшего в черту Москвы). Носителей этой культуры обычно считают финно-уграми, которые жили более изолированно, чем население других территорий. До наших дней от этих племён сохранились, главным образом, городища и селища, обнаруженные археологами в районе современных населённых пунктов, таких как Горки Ленинские, Коробово, Старое Съяново и Чурилково. Хозяйство племён дьяковской культуры было комплексным. Основу его составляли лесное земледелие и животноводство, сочетавшиеся с охотой и рыболовством. Финно-угры чаще селились по высоким берегам рек, ручьёв и оврагов. Их небольшие по размерам поселения укреплялись несколькими рядами рвов и валов, иногда дополнялись деревянными укреплениями. Жилищные и хозяйственные постройки были разнообразны: наземные постройки, земляночные, округлые, овальные и подпрямоугольные с открытыми очагами, очагами из камней и печами-каменками. Ярким примером подобного поселения является городище раннего железного века у д. Коробово, датируемое I тыс. нашей эры, расположенное на мысу правого берега речки Людовки с остатками укреплений с восточной стороны4. В этот период у представителей финно-угорских племён продолжается процесс разложения первобытнообщинных отношений. Отдельные группы дьяковского населения и их потомки жили на территории нашего края вплоть до появления славянских племён. 

Славянская колонизация края началась не позднее IХ-Х вв., к XI в. количество поселений увеличилось, а уже в XII-XIII вв. наблюдается значительный рост населения Московского края. Заселение нынешней территории музея-заповедника и его охранной зоны происходило из разных районов продолжительное время и осуществлялось различными восточнославянскими племенными союзами, но в большей степени вятичами. Каким образом произошла встреча переселенцев с финно-угорскими племенами, уже давно жившими на этих землях, свидетельствует историк В.О. Ключевский: «Встреча имела мирный характер. Ни в письменных памятниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с туземцами. И сами колонисты не вызывали туземцев на борьбу. Они принадлежали в большинстве к мирному населению, уходившему из юго-западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов. Происходило заселение, а не завоевание края...».

Люди, заселявшие в течение многих веков юго-восток Подмосковья, изменили его ландшафт во многих отношениях до неузнаваемости, хотя и сейчас сохранились отдельные деревни и села в границах прежнего первоначального поселения. Так современная деревня Новое Съяново находится в полукилометре от древнего поселения, когда-то возникшего в излучине р. Пахры. Оно датируется концом ХI в. и относится к числу древнейших славянских поселений Москворечья, пока ещё очень слабо изученных.

Древние люди селились ближе к воде, поэтому и это селище, площадью около 3 га, располагалось на берегу реки, на высоте 6-9 метров от уреза воды. Здесь при раскопках археологами было найдено 48 индивидуальных находок. Наиболее многочисленны ножи – их обнаружено 21 экземпляр, целых и фрагментированных. Керамическая серия представлена фрагментами толстостенных сосудов как лепных, так и сформированных на гончарном круге, украшенных линейным и волнистым орнаментом. Подобная керамика характерна для древнейших славянских поселений Москворечья, датируемых исследователями IХ – началом ХII вв. Большинство найденных вещей – это предметы из цветных металлов. Наиболее многочисленны крестопрорезные бубенчики (полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании6). Среди других украшений найдены амулет – топорик, украшенный циркульным орнаментом, литой бронзовый крестик с растительным рисунком, женские височные кольца «деснинского» типа и т.д. Набор предметов бытового назначения представлен фрагментом кресала, железной втулкой и прочим. Наличие обрезков и обломков бронзовых пластинок и слитков предполагает существование в то время ювелирной мастерской, изготовлявшей украшения.

 О беспокойной жизни людей того времени, о подстерегавших их опасностях свидетельствует фрагмент кольчужного плетения с воткнутым в него кончиком ножа.

Уже тогда этот район Подмосковья был связан торговлей с соседними племенами и с разными дальними странами. Водным путём привозили сюда товары из Византии, о чём свидетельствуют части стеклянных сосудов и украшений. Поселение это очень древнее. Люди здесь жили уже в эпоху бронзового века (конец III – начало II тысячелетия до н. э.), что подтверждает редкая находка - фрагмент каменного боевого топора, изготовленного из зеленого кристаллического камня типа диорита8.

Большинство памятников, расположенных на территории заповедника и его охранной зоны, относятся к славянской культуре и датируются ХII-ХIII вв. Они представлены селищами, городищами и курганными могильниками. Остатки неукрепленных, преимущественно сельских поселений были найдены и обследованы археологами в Богданихе, Мещерине, Мисайлове, Семиврагах, Чурилкове, Колычеве, Коробове, Новленском и близ имения Горки - центра музея-заповедника и его охранной зоны. В усадебном парке расположен крупный курганный могильник, а сама усадьба стоит на поселении ХI-ХIII вв. Первоначально славянское население территории - племена вятичей - вероятно, номинально подчинялось киевским князьям. В то время, когда в других районах Руси зарождались государственные образования, у вятичей сохранялись родоплеменные старейшины и вожди. Несмотря на то, что ещё со времён Святослава (966 г.) они платили дань Киеву, княжеская власть над ними долгое время была скорее номинальной. Выплата дани порой прекращалась совсем, и князьям приходилось совершать новые походы для её сбора. Положение изменилось к середине ХII в., когда территория нынешней Московской области была как бы поделена между феодалами. Вся территория заповедника и его окрестностей вошла в Рязанское княжество.

В те времена здесь жили бодрые, сильные, неутомимые люди. «Презирая непогоду, они сносили голод и всякую нужду; питались самой грубой пищей; удивляли греков своей быстротой; с чрезвычайной легкостью всходили на крутизну, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокие реки». Византийские историки писали, что «славяне сверх обыкновенной храбрости имели особенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятеля мгновенным нападением и брать их в плен». Обитали они по берегам рек и ручьев, в глубине лесов, которые были им защитой от неприятеля и местом охоты. Их поселения имели рядовую застройку, когда дома располагались одним или двумя параллельными рядами, образуя улицу. Однако существовали и другие поселения, в которых отсутствовала строгая система организации. Славяне были оседлыми людьми, а в хозяйственной жизни такого человека центр мира – двор, а центр двора – дом.

Нельзя было для строительства дома брать дерево, выросшее на месте захоронения, на развилке дорог («стоеросовое»), дерево с раздваивающимся стволом или со многими наростами. Место, на котором будет стоять дом, особо выбиралось. Так, выпускался скот, и дом строили там, где коровы ложились отдыхать. Дом связывался с семьей, с людьми, живущими под одной крышей. Он, как закрытое место, символизировал женщину и был местом женщины (в отличие от поля – мужского, открытого пространства). Чтобы дом стал жилищем, требовалось соблюсти многочисленные обряды, которые охранили бы людей от несчастий, сделали дом жилым. Многие обряды дошли до наших дней и знакомы нам с детства. Так, при переселении в новый дом сначала впускают «двойника» хозяина: петуха или кошку. Если животное благополучно переночует, то можно вселяться, а если погибнет, тогда требуются особые обряды освещения дома с приглашением церковнослужителя. Наиболее святым местом был центр дома, где располагался очаг, печь. Очаг у вятичей был священен, т.к. объединял живущих в одном доме - «людей одного огня», а огонь являлся связующим звеном между небом (Солнце), жизнью и предками. У древних людей с огнем было связано много примет и поверий, например, огонь нельзя оскорблять: лить воду в очаг, плевать в него, касаться огня острыми предметами, кидать в него грязь и мусор. Печь была главным оберегом дома, символом родного дома, матери. У печи давали клятвы, у печного столба составляли договоры. В доме каждая деталь и предмет имели свой особый смысл и определённое значение. Порог и двери символизировали переход, объединение и разделение, встречу своего и чужого. Разрешение войти в жилище - символ признания своим. До сих пор сохраняются обряды, связанные с переходом из статуса «чужого» в статус «своего». Это встреча гостя, приём в дом невесты, встреча мужа после работы. На Руси не принято было спрашивать гостя, странника о цели его приезда трое суток. Он имел право на хлеб и кров. «Гость - Бог в доме», - говорили наши предки .

Древнерусское население занималось земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством и ремеслами (гончарное, кузнечное, ювелирное). При раскопках найдены сельскохозяйственные и промысловые орудия труда. Главным занятием славян было пашенное земледелие с возделыванием злаковых (рожь, ячмень, пшеница, просо), зернобобовых и волокнистых культур. При расширении пахотных полей и при освоении новых участков под пашню применялось подсечное земледелие.

 Большая часть небольших по размерам селищ группировалась вокруг крупных, образуя при этом гнезда поселений. Близ таких гнезд располагались курганные могильники (кладбища), а также городища, служившие убежищами. В окрестностях Горок и сейчас можно видеть сохранившиеся до наших дней курганные могильники близ деревень Богданово, Дыдылдино, Коробово, посёлка Горки Ленинские и других. 

Как и селища, курганы в большинстве случаев возводились в речных долинах на террасах различной высоты. У древних славян существовало два вида погребения: более ранний – трупосожжение, который сменился в XI в. трупоположением. Славянские песни, легенды, сказки рассказывают о борьбе «светлых» и «темных» сил природы: плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, языческих Белбога с Чернобогом. С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь, культ предков. Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что достигается надлежащим погребением. Чтобы облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к сожжению: огонь погребального костра вмиг отделял душу от тела и отправлял ее в райские жилища.

Женские погребения в курганах более богатые. Здесь встречаются разнообразные украшения и детали костюма, по которым прослеживаются племенные различия. Характерными племенными признаками вятичей являются семилопастные височные кольца, хрустальные и стеклянные шарообразные бусы, чередующиеся в ожерельях с сердоликом, решетчатые перстни, пластинчатые загнутоконечные браслеты. Во время раскопок в курганной группе при усадьбе Горки Подольского уезда Сухановской волости Московской губернии такой набор предметов был найден в 1912 г. преподавателем истории Московской 11-й гимназии, членом императорского археологического общества И.К. Линдеманом. В настоящее время эта коллекция хранится в фондах Государственного исторического музея в Москве. 

В мужских погребениях встречаются ножи, орудия труда - серпы, поясные кольца, пряжки и т.п. Как в мужских, так и в женских погребениях часто встречаются глиняные сосуды.


Категория: ГИМЗ "Горки Ленинские". | Добавил: Пахра | Теги: ленин, Пахра, Видное, Прогулки в окрестностях Горок, подмосковье, Наумова Г.Н., заповедник, Ям, Морозовы
Просмотров: 1532 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: