Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » ГИМЗ "Горки Ленинские". |
14.04.2012, 08:00 | |
Г.А. Наумова Древние поселения Из книги "Прогулки в
окрестностях Горок". М., 2006. Поселения человека, согласно археологическим данным,
известны в Подмосковье с незапамятных времен. Возвышение Москвы, явившееся
основой объединения русских земель в единое государство, способствовало притоку
населения в наш край. Заселение проходило весьма неравномерно. Первыми были заселены
местности к северу от Москвы. Обстоятельства политического свойства, по мнению академика
С.Б. Веселовского, замедлили процесс заселения территории к югу от Москвы. На начальном
периоде роста Московского княжества бассейн Пахры был его южной окраиной. Река Пахра, – правый южный приток Москвы-реки, - своей
узкой глубокой долиной местами врезается в коренные породы, представленные известняками
мячковского горизонта, что и предопределило её известность. «Своё начало Пахра берёт
в Верейском уезде, в лесу, при д. Пахорка, проходит через Подольск и впадает в Москву-реку,
недалеко от Мячкова»2. Длина реки - Мелкие речки длительное время снабжали население питьевой
водой и рыбой, к ним сгоняли на водопой скот, на многих реках делались запруды с
мельницами. Были они на р. Туровке в усадьбе Горки, на р. Пахре у д.
Новленской. Пойменные земли по берегам рек всегда были лучшими для огородов
и сенокосов. Их живописные берега послужили центрами заселения древнейших людей. И в наше время археологи продолжают находить по
берегам Пахры и ее притоков следы первоначальных стоянок и поселений. Первые археологические находки на территории музея-заповедника «Горки Ленинские» и его охранной зоны специалисты относят к эпохе раннего железного века. Эта эпоха, прежде всего, характеризуется распространением выплавки железа из местных болотных руд, освоением кузнечной обработки металла, изготовлением из него орудий труда, оружия и других предметов, хотя ещё долго применялись и орудия из кости и даже камня. В то время климат был субатлантический, в целом близкий к современному, но более влажный. Вся территория была покрыта смешанными лесами с преобладанием лиственных пород. Населяли в этот период нашу территорию племена дьяковской культуры (Дьяковская культура получила своё название по первому исследованному городищу у с. Дьяково, ныне вошедшего в черту Москвы). Носителей этой культуры обычно считают финно-уграми, которые жили более изолированно, чем население других территорий. До наших дней от этих племён сохранились, главным образом, городища и селища, обнаруженные археологами в районе современных населённых пунктов, таких как Горки Ленинские, Коробово, Старое Съяново и Чурилково. Хозяйство племён дьяковской культуры было комплексным. Основу его составляли лесное земледелие и животноводство, сочетавшиеся с охотой и рыболовством. Финно-угры чаще селились по высоким берегам рек, ручьёв и оврагов. Их небольшие по размерам поселения укреплялись несколькими рядами рвов и валов, иногда дополнялись деревянными укреплениями. Жилищные и хозяйственные постройки были разнообразны: наземные постройки, земляночные, округлые, овальные и подпрямоугольные с открытыми очагами, очагами из камней и печами-каменками. Ярким примером подобного поселения является городище раннего железного века у д. Коробово, датируемое I тыс. нашей эры, расположенное на мысу правого берега речки Людовки с остатками укреплений с восточной стороны4. В этот период у представителей финно-угорских племён продолжается процесс разложения первобытнообщинных отношений. Отдельные группы дьяковского населения и их потомки жили на территории нашего края вплоть до появления славянских племён. Славянская
колонизация края началась не позднее IХ-Х вв., к XI в. количество поселений увеличилось,
а уже в XII-XIII вв. наблюдается значительный рост населения Московского края.
Заселение нынешней территории музея-заповедника и его охранной зоны происходило
из разных районов продолжительное время и осуществлялось различными восточнославянскими
племенными союзами, но в большей степени вятичами. Каким образом произошла встреча
переселенцев с финно-угорскими племенами, уже давно жившими на этих землях,
свидетельствует историк В.О. Ключевский: «Встреча имела мирный характер. Ни в
письменных памятниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело
воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с туземцами. И сами
колонисты не вызывали туземцев на борьбу. Они принадлежали в большинстве к
мирному населению, уходившему из юго-западной Руси от тамошних невзгод и
искавшему среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и
промыслов. Происходило заселение, а не завоевание края...». Люди, заселявшие в течение многих веков юго-восток Подмосковья,
изменили его ландшафт во многих отношениях до неузнаваемости, хотя и сейчас
сохранились отдельные деревни и села в границах прежнего первоначального
поселения. Так современная деревня Новое Съяново находится в полукилометре от
древнего поселения, когда-то возникшего в излучине р. Пахры. Оно датируется
концом ХI в. и относится к числу древнейших славянских поселений Москворечья, пока
ещё очень слабо изученных. Древние люди селились ближе к воде, поэтому и это
селище, площадью около О беспокойной
жизни людей того времени, о подстерегавших их опасностях свидетельствует
фрагмент кольчужного плетения с воткнутым в него кончиком ножа. Уже тогда этот район Подмосковья был связан торговлей
с соседними племенами и с разными дальними странами. Водным путём привозили сюда
товары из Византии, о чём свидетельствуют части стеклянных сосудов и украшений.
Поселение это очень древнее. Люди здесь жили уже в эпоху бронзового века (конец
III – начало II тысячелетия до н. э.), что подтверждает редкая находка -
фрагмент каменного боевого топора, изготовленного из зеленого кристаллического
камня типа диорита8. Большинство памятников, расположенных на территории
заповедника и его охранной зоны, относятся к славянской культуре и датируются
ХII-ХIII вв. Они представлены селищами, городищами и курганными могильниками.
Остатки неукрепленных, преимущественно сельских поселений были найдены и
обследованы археологами в Богданихе, Мещерине, Мисайлове, Семиврагах,
Чурилкове, Колычеве, Коробове, Новленском и близ имения Горки - центра музея-заповедника
и его охранной зоны. В усадебном парке расположен крупный курганный могильник,
а сама усадьба стоит на поселении ХI-ХIII вв. Первоначально славянское
население территории - племена вятичей - вероятно, номинально подчинялось
киевским князьям. В то время, когда в других районах Руси зарождались
государственные образования, у вятичей сохранялись родоплеменные старейшины и
вожди. Несмотря на то, что ещё со времён Святослава ( В те времена здесь жили бодрые, сильные, неутомимые люди.
«Презирая непогоду, они сносили голод и всякую нужду; питались самой грубой
пищей; удивляли греков своей быстротой; с чрезвычайной легкостью всходили на
крутизну, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокие
реки». Византийские историки писали, что «славяне сверх обыкновенной храбрости
имели особенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять
неприятеля мгновенным нападением и брать их в плен». Обитали они по берегам
рек и ручьев, в глубине лесов, которые были им защитой от неприятеля и местом охоты.
Их поселения имели рядовую застройку, когда дома располагались одним или двумя
параллельными рядами, образуя улицу. Однако существовали и другие поселения, в которых
отсутствовала строгая система организации. Славяне были оседлыми людьми, а в
хозяйственной жизни такого человека центр мира – двор, а центр двора – дом. Нельзя было для строительства дома брать дерево,
выросшее на месте захоронения, на развилке дорог («стоеросовое»), дерево с
раздваивающимся стволом или со многими наростами. Место, на котором будет
стоять дом, особо выбиралось. Так, выпускался скот, и дом строили там, где
коровы ложились отдыхать. Дом связывался с семьей, с людьми, живущими под одной
крышей. Он, как закрытое место, символизировал женщину и был местом женщины (в
отличие от поля – мужского, открытого пространства). Чтобы дом стал жилищем, требовалось
соблюсти многочисленные обряды, которые охранили бы людей от несчастий, сделали
дом жилым. Многие обряды дошли до наших дней и знакомы нам с детства. Так, при переселении
в новый дом сначала впускают «двойника» хозяина: петуха или кошку. Если животное
благополучно переночует, то можно вселяться, а если погибнет, тогда требуются особые
обряды освещения дома с приглашением церковнослужителя. Наиболее святым местом
был центр дома, где располагался очаг, печь. Очаг у вятичей был священен, т.к.
объединял живущих в одном доме - «людей одного огня», а огонь являлся связующим
звеном между небом (Солнце), жизнью и предками. У древних людей с огнем было
связано много примет и поверий, например, огонь нельзя оскорблять: лить воду в
очаг, плевать в него, касаться огня острыми предметами, кидать в него грязь и
мусор. Печь была главным оберегом дома, символом родного дома, матери. У печи
давали клятвы, у печного столба составляли договоры. В доме каждая деталь и предмет
имели свой особый смысл и определённое значение. Порог и двери символизировали переход,
объединение и разделение, встречу своего и чужого. Разрешение войти в жилище - символ
признания своим. До сих пор сохраняются обряды, связанные с переходом из статуса
«чужого» в статус «своего». Это встреча гостя, приём в дом невесты, встреча мужа
после работы. На Руси не принято было спрашивать гостя, странника о цели его приезда
трое суток. Он имел право на хлеб и кров. «Гость - Бог в доме», - говорили наши
предки . Древнерусское население занималось земледелием,
скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством и ремеслами (гончарное,
кузнечное, ювелирное). При раскопках найдены сельскохозяйственные и промысловые
орудия труда. Главным занятием славян было пашенное земледелие с возделыванием
злаковых (рожь, ячмень, пшеница, просо), зернобобовых и волокнистых культур.
При расширении пахотных полей и при освоении новых участков под пашню применялось
подсечное земледелие. Большая часть
небольших по размерам селищ группировалась вокруг крупных, образуя при этом
гнезда поселений. Близ таких гнезд располагались курганные могильники
(кладбища), а также городища, служившие убежищами. В окрестностях Горок и
сейчас можно видеть сохранившиеся до наших дней курганные могильники близ
деревень Богданово, Дыдылдино, Коробово, посёлка Горки Ленинские и других. Как и селища, курганы в большинстве случаев возводились
в речных долинах на террасах различной высоты. У древних славян существовало
два вида погребения: более ранний – трупосожжение, который сменился в XI в.
трупоположением. Славянские песни, легенды, сказки рассказывают о борьбе
«светлых» и «темных» сил природы: плодородия с бесплодием, лета с зимою, света
с тьмою, жизни со смертью, языческих Белбога с Чернобогом. С этими
представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь, культ предков. Души
усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит
солнце. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что
достигается надлежащим погребением. Чтобы облегчить покойному путешествие в
царство мертвых, славяне прибегали к сожжению: огонь погребального костра вмиг
отделял душу от тела и отправлял ее в райские жилища. Женские погребения в курганах более богатые. Здесь
встречаются разнообразные украшения и детали костюма, по которым прослеживаются
племенные различия. Характерными племенными признаками вятичей являются
семилопастные височные кольца, хрустальные и стеклянные шарообразные бусы,
чередующиеся в ожерельях с сердоликом, решетчатые перстни, пластинчатые
загнутоконечные браслеты. Во время раскопок в курганной группе
при усадьбе Горки Подольского уезда Сухановской волости Московской губернии
такой набор предметов был найден в В мужских погребениях встречаются ножи, орудия труда -
серпы, поясные кольца, пряжки и т.п. Как в мужских, так и в женских погребениях
часто встречаются глиняные сосуды. | |
Просмотров: 1532 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |