Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » Горки. Ленин В.И. Семья Ульяновых.

Образ Ленина в советской детской литературе.
26.04.2012, 12:27


Материалы сайта




Этот доклад на тему "Образ В.И. Ленина в советской детской литературе" я делал в 2004 году, на пятом курсе, на нашем ЦМБэшном семинаре под названием "Место памяти". Текст доклада случайно обнаружился несколько месяцев назад, но выложить его в жж тогда мне так и не удалось. А раз уж сегодня у бывшего друга всех детей день рождения, то сделаем ему такой подарок, поговорим о нем. 

Меня с самого детства окружали книжки про Ленина. Не могу сказать, что мои родители были ярыми коммунистами, старающимися всеми правдами и не правдами вбить в мою голову идеологию времени, на которое пришлось мое детство, но факт остается фактом - книжки эти они мне зачем-то покупали и многие рассказы о дедушке Ленине я знал очень хорошо. А школа только усугубила мое идеологическое растление. 

Книжки эти сохранились у меня до сих пор, к ним прибавились еще найденные где-то учебные пособия, на этом материале и был написан этот доклад. Я сознательно убрал из него все ссылки и огромный список источников и литературы, чтобы не травмировать неподготовленную публику. Если кому-то интересен первоначальный вариант, могу выслать его на почту.


Ленин с детьми в Горках. Худ. Владимир Гусев, 1985

«Советские дети – какой благодарный человеческий материал!»
«Правда», 23 сентября 1937 года.

 

Эту тему я решил исследовать не случайно. Во-первых, меня подвигли на это довольно частые обращения к личности Ленина на наших семинарах. Сейчас, спустя 12 лет после распада СССР – государства, образованного Лениным, взглянуть на проблему культа личности правителя в целом и проблему ленинизма в частности, на мой взгляд, можно наиболее беспристрастно, чем когда-либо.

Вторая, и главная причина, по которой мною была выбрана заявленная тема, явилось желание другими глазами взглянуть на те произведения, благодаря которым я узнавал о Ленине, посредством которых у меня складывался образ этого человека в детстве.

Большинство из здесь присутствующих родились и провели своё детство в Советском Союзе. Можно сказать, что наше поколение (рождённых до 1985 г.), применительно к данной теме, является уникальным – по сути, мы были последними детьми, которым, начиная с детства, рассказывали о Ленине. После нас эта традиция прервалась. И уже моей сестре, которая родилась на восемь лет позже меня, не понадобился тот идеологизированно-иллюстрированный материал, на котором рос я.

Воспоминание о «дедушке Ленине» - одно из самых ярких и неизгладимых воспоминаний моего детства. Тогда мне казалось настолько естественным знать и любить этого человека, что даже не возникало и мысли о том, что может быть как-то иначе! Образ Ленина, отшлифованный годами и сотнями авторских рук, представал перед советскими детьми в настолько рафинированном виде, что только сейчас, задумавшись над этой проблемой по-настоящему, начинаешь понимать, что это был образ не человека, а настоящего Божества.   

Почему важно рассмотреть образ Ленина в детской литературе? «Тексты детской литературы рассматриваются как часть целенаправленных усилий мира взрослых по формированию образа ребёнка, как мощный инструмент социализации…». 
 «…у ребёнка есть одна особенность: он не свободен в выборе текстов для чтения. «Детское чтение» есть в первую очередь производное от родительского выбора и педагогических программ, результатом более или менее отрефлексированного {мышления} взрослого посредника».

Именно с чтения детской литературы у советской детворы начиналось формирование представлений о Ленине, о роли партии, об истории СССР. С детства в умы детей закладывалось противопоставление: чёрное - белое, до революции – после революции… «Тексты, услышанные или прочитанные в детстве, представляют своего рода «мины замедленного действия», {поскольку} оказывают влияние на мировоззренческие и поведенческие стереотипы {уже взрослого человека}, во многом помимо его воли, в обход осмысленной работы по оценке и отбору информации».

 Откуда мы узнавали о Ленине, почему так относились к вождю мирового пролетариата, и имела ли преподносимая нам в детстве информация о Ленине реальную историческую основу – вот те вопросы, на которые я попытался ответить в данном исследовании.

 План доклада:
1.     Истоки культа Ленина в СССР.
2.     Истоки создания литературного образа Ленина в детской литературе.
3.     Авторы произведений о Ленине.
4.     Образ Ленина: четыре периода жизни.
5.     «Ёлка в Сокольниках»: пример трансформации рассказа.
6.     Заключение.

Для данного исследования мною было подобрано несколько детских книг из моей собственной детской «ленинской» библиотеки. Все эти книги вышли в свет в 1980-х годах и фактически многие из них являются последними изданиями рассказов о Ленине. Кроме художественной литературы в качестве источников для своего исследования я привлёк и несколько учебников для начальных классов. Также в данной работе использовались ранние издания воспоминаний соратников Ленина и, конечно же, ряд научных изданий.

А начну свой рассказ об истории возникновения культа Ленина в России с исследования Нины Тумаркин "Ленин жив! Культ Ленина в Советской России". Автор сразу предупреждает читателя: «Я применяю термин «культ Ленина» в смысле, привычном для западного читателя, как «организованное благоговейное поклонение».

«Культ Ленина складывался постепенно, с течением времени; организационная основа была подведена под него в 1923 г… В форму гражданской религии общенационального масштаба культ вылился сразу же после смерти вождя в 1924 г. В окончательном виде культ Ленина представлял собой планомерную систему символов и ритуалов, совокупное назначение которых состояло в том, чтобы вызвать как у непосредственных участников, так и у зрителей благоговейное чувство, необходимое для установления эмоциональной связи между ними и партией, олицетворением которой выступал Ленин. Стилизованные портреты и бюсты Ленина стали их {последователей Ленина} иконами, его идеализированная биография – их Евангелием, а ленинизм – их священным писанием». «Партия строила и всячески раздувала этот миф с целью укрепить свою власть и упрочить новый политический строй». 

«После смерти Ленина организаторы его культа всё большее значение придавали распространению ленинизма среди детей… Истории о детстве Ленина должны были дать советской детворе совершенный образец – энергичного, прилежного мальчика Володю, который никогда не забывал о своём долге перед народом, а идеализированный Ильич – названный по отчеству, чтобы сделать его ближе и доступнее – служил олицетворением режима в образе улыбчивого добряка, который спасал Россию и любил детей. Ожидалось, что дети, воспитанные Ленинианой, вырастут лояльными советскими гражданами, а их юношеская любовь к Ленину в зрелости обратится в преданность советской власти. Дедушка Ленин представляет собой идеальную модель, на основе которой дети могли критически оценивать своих родителей – создавался таким образом противовес вредному влиянию домашних». 


Ленин с детьми. Эскиз. Худ. Василий Куракин, 1975

Пропаганда ленинизма среди детей начала приносить плоды довольно быстро. Учителя, без сомнения читали или рассказывали ребятам о Ленине, или знакомили учеников с соответствующей детской литературой.

 «В 1926 г. был проведён опрос сельских детей в одной из волостей Тверской губернии. Участники опроса (им было 10-12 лет) не высказали интереса к политике… Несмотря на безразличие к политике, на вопрос «На кого ты хочешь быть похожим?» целых 15,9% мальчиков ответили «На Ленина». Больше никто… не оказался столь популярен. Из девочек 6,2% пожелало походить на Ленина, а ещё 1,7% в качестве образца избрало Крупскую… /Обосновывая свой выбор/ мальчики… дали такие ответы: «Слышал о том, что Ленин хороший человек. Красивый. Старательный. Умный. Ласковый. Он защищал угнетённых и бедняков. Очень любил детей. Много всего знал... Чтобы быть умным и хорошим. У маленького Ленина красивые кудри и лоб… /Всего было 165 мальчиков. 120 девочек, принявших участие в опросе, видели в Ленине сверхчеловека/ «Учёный. Боролся за лучшую жизнь. Он правил всем миром. Очень умный. Хочу быть похожей на трёхлетнего Ленина, потому что он с малолетства был сознательный». Показательно, что в то время как 15,9% мальчиков мечтали походить на Ленина, только 3% надеялись вырасти похожими на своих отцов».

Психологи утверждают, что поведение ребёнка, особенно в раннем детстве, строится на подражании. Поэтому неудивительно, что такое количество детей, которым с раннего детства рассказывали об элементарных человеческих добродетелях, хотели «быть такими как Ленин», причём подобная ситуация была характерна не только для 1920-х гг., но и для позднего времени. У меня нет уверенности, что подобное могло быть и 1980-е гг., однако и художественная литература и различные учебные пособия неустанно навязывали идеальный образ вождя, которому следовало подражать.

 Кулешов в Предисловии к «Детскому сборнику» отмечает, что «советская культура в своей ритуальной практике, педагогике, литературе моделировала образ детства, пожалуй, более агрессивно, чем любая другая».

Тумаркин утверждает, что в советской истории было два периода, когда культ Ленина проявлялся особенно сильно. Первый – 1924-1933 гг., второй – начиная с 1953 г., после смерти Сталина. Между 1933 и 1953 гг. любовь к Ленину перемешивалась с культом личности Сталина, верный ученик вышел на первый план. Утверждая это, Тумаркин в первую очередь имеет ввиду снижение интереса советского руководства к организации такого рода проявлений культа, как ленинские уголки, музеи и т.д. Что касается литературы для детей, то здесь была обратная ситуация. Но об этом – чуть позже.

Обширная «детская» Лениниана, которая на протяжении нескольких десятилетий создавалась советскими писателями, специализировавшимися на конструировании канонического образа Ленина, берёт своё начало в 1920-х гг. «…советской детской литературе и чтению советских детей всегда придавалось повышенное значение. Не в последнюю очередь именно с этим связан расцвет детской литературы в 1920-1930-е гг., когда к этому поприщу были привлечены чуть ли не самые квалифицированные писательские кадры». 

Авторов, чьи произведения были посвящены Ленину, можно поделить на две категории. К первой относятся так называемые «старые большевики», ко второй – писатели, чаще всего не знавшие Ленина лично, их произведения – это художественно обработанные «Воспоминания» соратников Ленина.

Первая категория писателей малочисленна, к ней в первую очередь следует отнести Н.К. Крупскую, А.И. Ульянову-Елизарову и В.Д. Бонч-Бруевича. Именно их воспоминания легли в основу несметного количества «рассказов о Ленине», появившихся в конце 1930-х – начале 1970-х гг. 

Анна Ильинична Ульянова-Елизарова – (1864-1935) – сестра Ленина.
«Детские и школьные годы Ильича» - 1925. Смею предположить, что книга, вышедшая в начальный период пропаганды ленинизма предназначалась не только маленьким читателям, но и малограмотным и не разбирающимся в политике взрослым.
Первое издание «Воспоминаний об Ильиче» - 1926.
А.И. снабжала будущего вождя литературой во время его пребывания в тюрьме и переписывала парт. документы и письма, написанные им там же.
В 1918-1921 гг. – зав. отделом охраны детства в Наркомсобесе.
Один из организаторов Института Ленина и ИМЭЛ (с 1932 г. – научный сотрудник ИМЭЛ).


 
Надежда Константиновна Крупская - (1869-1939) – супруга Ленина, доктор педагогических наук, один из создателей советской системы народного образования.
Первые воспоминания о Ленине вышли в 1925 г. в изд-ве «Правда».
Занималась проблемами: определения целей и задач коммунистического воспитания; организацией форм детского коммунистического движения и др.
Организовала общества: «Долой неграмотность», «Друг детей» и др.
Боролась с детской беспризорностью, занималась детдомами и дошкольным образованием. Редактировала педагогические журналы.




Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич – (1873-1955) – общественный деятель, литературовед, историк, этнограф, доктор исторических наук.
Первые воспоминания о Ленине «Нападение бандитов на Ленина в 1919 году» - 1925, затем ежегодно (до середины 1930-х) издавались различные произведения, посвященные Ильичу. В 1928 г. в предисловии к своим воспоминаниям он писал: «А что может быть «главнее» в нашей более или менее мирной теперь обстановке, когда есть возможность отдать некоторые часы на литературную работу, как не написание о нём, о Владимире Ильиче». 
Революционер со стажем, знаком с Лениным с конца 1890-х, работал в «Искре», ряде революционных изданий.
В 1917-1920 гг. – управляющий делами СНК.
С 1918 г. – на научно-исследовательской работе.
В 1929 г. основал Гос. Лит. музей, был его первым директором (с 1933)
С 1946 г. – директор Музея истории религий.

Писателей и поэтов, воссоздававших в своих произведениях образ Ленина в позднее время, гораздо больше. Многие из их имён известны нам с детства: А. Кононов, М. Зощенко, З. Воскресенская, А. Твардовский, С. Михалков. О Михалкове уже в 1938 г. Фадеев писал в «Правде»: «в своих стихах он сумел дать детям основы социалистического воспитания». Произведения Кононова, Зощенко, Кона появились ещё в конце 1930-х гг. З. Воскресенская, М.Прилежаева начали писать о Ленине в конце 1950 – 1970-х гг. На произведениях Марии Павловны Прилежаевой мне хотелось бы остановиться отдельно.

Мария Павловна Прилежаева - (1903-1989) - окончила педагогический факультет, работала учительницей. Начала писательскую карьеру с произведений для школьников, её первая книга вышла в 1941 г.
Написала несколько повестей о детстве и юности Калинина; художественно-публицистическую книгу для детей «На 24 съезде» (1971).
Написала ряд трудов, посвященных детству и юности Ленина: «Начало» (1957), «Удивительный год», «Три недели покоя» (1967). 

В сборнике статей «Великие образы» (1962) помещена статья Прилежаевой «Трудно и радостно». В ней она рассказывает о том, как она создавала свои книги, посвященные Ленину. Прилежаева отмечает: «когда я начала работать, не было ценнейших книг – воспоминаний старых большевиков». Автор пишет о том, как она хотела побывать там, где ходил вождь, потрогать предметы, которыми он пользовался, «войти в образ».

«Писать о Ленине трудно. Очень трудно. Тревожно и радостно… но образы эпохи и молодого Ленина так прочно завладели воображением, так волновали, что я не могла не писать». «Писать о гении или хотя бы только об отдельных штрихах жизни и характера гения. Как решиться? Очевидно, я решилась лишь потому, что жила чувством беспредельной влюблённости в образ молодого Ленина».

Намерение Прилежаевой написать книгу поддержал Глеб Кржижановский – старый большевик, соратник Ленина, автор ГОЭЛРО. «Встречи с Кржижановским очень много дали мне для понимания человеческого облика Ленина».

Апофеозом работы по созданию образа молодого Ленина у Прилежаевой можно считать вышедшую в 1970 г. и приуроченную к 100-летнему юбилею вождя художественную биографию Ленина для детей «Жизнь Ленина». Эта книга состоит из 75 хронологически связанных между собой глав, при этом каждая из них представляет собой отдельное повествование – в дальнейшем такое построение повести позволило ей разойтись на рассказы, популярные в различных детских сборниках. За основу повести Прилежаева взяла всё те же воспоминания соратников и родственников Ильича, выбрав из них наиболее интересные детям «положительные» моменты и соединив их в единую «биографию». 


Ленин и дети. Худ. Дворянчиков В.Д., 1980

Теперь я хочу сказать пару слов об учебной литературе и пособиях для учителей. Конечно, книг подобного рода в СССР выходило великое множество, много пособий написала и жена Ленина – Надежда Константиновна. Мне же в руки попало 6 пособий, вышедших в свет в конце 1970-1980-х гг.

Эти пособия интересны подбором материала, который преподносился 7-9-тилетним ребятам – в них, помимо текстов о Ленине, я обратил внимание на некоторые рекомендации, которым должны были следовать учителя при работе с детьми. Вот одна из характерных рекомендаций по работе с первоклассниками: «Действенным средством формирования в сознании и в сердце каждого октябрёнка живого, яркого, человечного образа Ильича является чтение первоклассникам лучших произведений Ленинианы для детей, произведений советских писателей о детстве, юности вождя, его борьбе за счастье всех угнетённых… Произведение художественной литературы, если оно нашло живой эмоциональный отклик у слушателей, зовёт поделиться переживанием. И надо, чтобы после чтения разгорался общий разговор. «Кто вспомнит другие случаи из жизни Володи Ульянова, когда он тоже не побоялся встать за правду?», «А как вы думаете, почему Володя так поступил?»… Атмосфера простоты, естественности, мягкости и теплоты должна царить на этих общих разговорах…»

Одна, на мой взгляд, очень важная деталь: в книгах для внеклассного чтения практически во всех текстах есть слова, требующие объяснения. Они приводятся ниже. Как правило, это непонятные выражения или незнакомые, устаревшие слова. Среди них я не обнаружил таких слов, как партия, коммунист, революция. Сейчас это может показаться странным, а тогда для составителей учебника было очевидно, что дети к первому классу уже должны иметь представление об этих понятиях. И действительно, ответ на этот вопрос получаем в пособии для преподавателей: «К приходу в школу у вчерашних дошколят уже имеется некоторый запас представлений о Родине, они многое слышали и знают о Ленине, о коммунистах, комсомольцах и пионерах. Но знания эти ещё отрывочны и лишены системы». Задачей учителя было упорядочить и преумножить эти знания.

Переходя непосредственно к представлению образа Ленина, созданного в советской детской литературе, отмечу, что я условно поделил жизнь Владимира Ильича на четыре периода. Каждому из нижеперечисленных периодов характерны особые образы, привычки и проявленные черты характера. Конечно, такие общепринятые добродетели как доброта, сочувствие, взаимовыручка проходят через всю жизнь Ленина красной нитью. Однако у каждого периода есть и свои особенности.

Первый период условно назовём «Детские и школьные годы Ильича». Именно так называется книга воспоминаний сестры Ленина – А.И. Ульяновой-Елизаровой. События, описанные в ней, охватывают период жизни Ленина с рождения (1870) до окончания университета (начало 1890-х). Практически все рассказы о детстве Ленина основываются на воспоминаниях Анны Ильиничны. Произведений, созданных по мотивам её книг – великое множество. Основная их тема – характер маленького Володи, его отношения с близкими.


Володя Ульянов с сестрой Ольгой. Симбирск. 1874 год. 

«Рассказы о Володе помогают понять, что далеко не все качества и личности даются человеку от природы. Очень многое зависит и от воли самого человека» - говорится в предисловию к одному из сборников рассказов о детстве Ильича. В этих рассказах Володя предстаёт перед нами весёлым, добродушным, озорливым, но в тоже время очень правильным мальчиком. «Читать Володя выучился у матери лет пяти… 
Особо любимых книг у Ильича в детстве не было. Охотно читал он «Детское чтение». Начитавшись, он бежит с сестрой играть, причём любил больше шумные, подвижные игры». 
Володя никогда не обманывал, а если так и выходило, то он старался как можно скорее признаться в содеянном. 
«Учился он легко и охотно. И способности у него были хорошие…».

«Я замечала в Володе ещё в детские годы способность критически относиться к окружающему. Он многое замечал с тем, чтобы прикинуть на себе: так ли он поступает, нет ли чего в поступках другого, что и он мог бы позаимствовать…»
«Ему в детстве было чуждо хвастовство, важничание – эти неприятные свойства он не терпел и более поздние годы».
Володя любил природу, с детства увлекался рыбалкой.

О здоровье Ленина в юношеские годы часто говорят как об отличном, а вместе с тем, Анна Ильинична в своих ранних воспоминаниях писала:   «Влияние /матери/ на нас было огромно… Володя начал покуривать /Казань, 1888/. Мать, опасаясь за его здоровье, бывшее в детстве и юношестве не из крепких, стала убеждать его бросить курение». Перебрав все доводы, мать прибегла к последнему – она заявила Володе о том, что единственный достаток в семье – её пенсия, а он тратит её на курение. После этого Володя бросил курить навсегда.

Все упомянутые характеристики молодого Ленина лично я не склонен подвергать сомнению. В большей или меньшей степени они соответствуют действительности. Другое дело, что у каждого нормального ребёнка есть как положительные, так и отрицательные черты характера. О последних Анна Ильинична, судя по всему, просто решила умолчать.

Второй, не менее значимый период – последние годы жизни Ленина (1917-1924). Для этого периода характерны две основные темы: «Ленин и дети» и «Ленин – вождь и создатель Советского государства». Характерным произведением для первой темы является «Ёлка в Сокольниках», для второй – «Субботник». Оба произведения – художественно обработанные воспоминания Бонч-Бруевича.

Тема «Ленин и дети» - вероятно самая известная в Лениниане. И вместе с тем – самая противоречивая.

 «Ныне всем известна любовь Ленина к младшему поколению: на многих картинах он изображён среди веселящейся детворы. В 1922-23 гг. по этому поводу высказывались, однако, и другие мнения. Луначарский писал, что Ленин любил детей, но искал в общении с ними лишь способ развлечься, он мог играть с детьми и кошками «целыми часами»… Лепешинский заявляет в сборнике статей и стихов о Ленине следующее: «Кстати сказать, ВИ, если не ошибаюсь не очень-то долюбливал маленьких детей, т.е. он всегда любил эту сумму загадочных потенциальных возможностей грядущего уклада человеческой жизни, но конкретные Митьки, Ваньки и Мишки не вызывали в нём положительной реакции. Мне кажется, если бы его привели в школу, где резвятся восьмилетние малыши, он не знал бы, что с ними делать, и стал бы искать жадными глазами свою шапку. Поскольку его всегда тянуло поиграть с красивым пушистым котёнком, постольку у него нет ни малейшего аппетита на возню с двуногим «сопляком» (извиняюсь за не совсем изящное выражение)».


Общество чистых тарелок. Рисунок из книги

Во всех рассказах, будь то «Снегирь», «Общество чистых тарелок»«Мальчик и Ленин», «Встреча в лесу», Ленин предстаёт перед нами в образе простого, доступного советского человека. Он запросто общается с детьми, дарит им подарки, катает на машине. Психологи утверждают: если хочешь завоевать авторитет у ребёнка, надо делать с ним что-то общее (играть, рисовать и т.д.) Писатели создают именно такой, близкий и понятный ребёнку образ человека.

Ни в одном произведении мы не найдём ни малейшего намёка на грубость или недопонимание вождя мирового пролетариата. Причём недопонимание не возникает даже с нерусскими детьми – Ленин понимает детей, на каком бы они языке не говорили (Домик в Выборге).

 «Ленин - вождь и создатель Советского государства». К этой теме относится большое количество произведений для детей. Характерная черта этого периода – почтительное внимание ко всем и … скромность. «Скромность образа Ленина в Кремле стала частью легенд. Квартиру он занимал небольшую, жалование было низким. В посвященной Ленину литературе неизменно упоминается сердитая записка, направленная Б-Б, когда тот без ведома Ленина повышает его жалование с 500 до 800 рублей. Ленин сторонился фотографов, скульпторов, портретистов, старался избегать подхалимов… Подобным поведением он подавал также пример подчинённым».

 «Были случаи, когда Ленин сознательно действовал с целью вдохновить окружающих посредством символических жестов. Примером некоторой театрализации может служить первый субботник в Кремле 1 мая 1919 года…» (Субботник)


Субботник. Худ. А.Кадушкин

 «С простыми представителями народа Ленин обращался без малейшей заносчивости. Он был доступен, внимателен, участлив, держался просто: словом, казался крестьянам, воспитанным в духе наивного монархизма, близким и понятным «справедливым царём» (В парикмахерскойЛенин и печник). Бедняки являлись к нему по преимуществу с жалобами и ходатайствами – иногда с подношениями съестного (эти дары вождь передавал сиротским приютам и детским садам) (О том, как Ленину подарили рыбуМешочек с рисом). Крестьяне подчас при входе в его кабинет отвешивали земной поклон. Ленин демонстрировал подчёркнутое отношение к обездоленным и необученным грамоте, далеко не всегда поступая так по отношению к коллегам и правительственным чиновникам. Всей манерой поведения Ленин стремился выразить доверие массам».
 «В Смольном», «Ленин и часовой», «О том, как тётушка Федосья беседовала с Лениным» наглядно демонстрируют правоту вышеизложенного предположения.

Причём последнее произведение, автором которого является Михаил Зощенко, по форме своей напоминает жития святых. Только в житиях в конце повествования неизменно следует избавление от недуга, а в данном рассказе (впрочем, можно привести ещё несколько примеров) героиня, тётушка Федосья, получает искомое – пенсию. Причём, пройдя все инстанции, оформить заветную пенсионную книжку ей удаётся только в высшей – лично у Ленина.

Кроме этого, в рассказах об этом периоде жизни Ленина неустанно проводится мысль о непрекращающейся заботе Ленина о молодой республике. Владимир Ильич работает по ночам (В первые дни Октября), встречается с представителями крестьян и рабочего класса (Поездка в Кашино, КлятваОктябри Ильича). За работой он даже порой забывает о собственном дне рождения (В Кремле).

Для сравнения: из текста воспоминаний Луначарского, написанных в 1919 г.: «Я никогда не скажу, что Ленин был трудолюбив, мне никогда… не приходилось видеть его углублённым в книгу или согнувшимся над письменным столом».


В.И. Ленин в Смольном. Худ. И.И. Бродский, 1930

 

Категория: Горки. Ленин В.И. Семья Ульяновых. | Добавил: Пахра
Просмотров: 2295 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: