Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » Выставки. |
04.05.2012, 18:29 | ||
В.И. Будько. 7.05.2010. ГИМЗ «Горки Ленинские". Выставка И.М. Бройдо, посвященная 65-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Плакат. Материалы сайта
http://artchive.ru/artists/ilya_matvevich_broydo/biography Монументалист. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник России, автор выдающихся монументальных произведений, авторитетный педагог, признанный мастер станковой живописи. Родился в Смоленске. В 1941г. семья, спасаясь от оккупации, оказалась в Томске. Там мать будущего художника работала на эвакуированном военном заводе. В 1943г. производство было возвращено в Загорск, и семья осела в этом подмосковном городке. Илья Бройдо учился в Загорском Художественно-ремесленном училище. В 1951 году окончил его и поступил в МВХПУ (бывш. Строгановское) на отделение монументального искусства. Наставниками художника стала целая плеяда замечательных педагогов, признанных мастеров: В.П.Комарденков, Н.Л.Белянин, Н.Х.Максимов, С.В.Герасимов, В.И.Козлинский, Г.И.Опрышко. Позднее, с 1995 года И.М.Бройдо достойно продолжит дело своих учителей, ведя преподавательскую деятельность в МВХПУ на кафедре монументально-декоративной живописи. По окончании «Строгановки» в 1958г. поступил на работу в Комбинат монументально-декоративного искусства, где проработал долгие годы, оформляя общественные здания монументально-декоративными композициями в различных техниках и материалах. Художник много и плодотворно работал в области станковой живописи. Ему удавались работы в самых разных жанрах. С 1956г. – постоянный участник московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок. В 1957г. Илья Бройдо предстал зрелым мастером, удостоившись серебряной медали Всесоюзной конкурсной выставки в преддверии Московского Международного фестиваля молодёжи и студентов. Член Союза художников СССР с 1963г., член МХФ. Неоднократно отмечен грамотами и дипломами МОСХ и МОХФ. В 1997 году Илье Матвеевичу Бройдо присвоено почётное звание Заслуженного художника РФ. Станковые работы И.М.Бройдо находятся в музеях и частных собраниях России, Австрии, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Франции и США, а многие монументальные произведения по сей день украшают фасады и интерьеры общественных зданий. Учился - Загорское художественно-промышленном училище Московское высшее художественно-промышленное училище Илья Бройдо1933- 2002Илья Бройдо. БРОЙДО Илья Матвеевич (1933- 2002), Заслуженный художник РФ В Биография с сайта www.broido.monumental-art.ru Жил-был Художник один
Домик имел и холсты. Впрочем, холсты – лирические пейзажи и портреты - он
писал в основном для души. А на жизнь зарабатывал как художник-монументалист:
делал витражи, мозаики, рельефы – звонкие и яркие, наряжающие в праздник убогие
коробки типовых зданий. Крепкий, признанный мастер, он, в общем-то, был вполне
успешным оптимистом. Насколько в России ХХ века мог быть успешным и
оптимистичным сирота, беспартийный, еврей. А потом в стране начался капитальный ремонт и его радостный талант оказался
ненужным. Он сравнивал свое поколение с обитателями зоопарка, которых некие
благодетели вышвырнули из клеток, не потрудившись обучить, как жить на воле. И
даже как сопротивляться, тоже толком никто не знал. Году в восемьдесят восьмом
Художник в первый и последний раз решил выйти на демонстрацию – звали на защиту
Культуры. - Ты опытный человек, сделай мне плакат-бутерброд, - попросил он. - Может, не стоит, - засомневалась я, опытная, - еще «демократизатором»
достанут. Тогда он вспомнил сказку, которую рассказывал своим детям: о двух лягушках,
угодивших в крынку с молоком - одна сдалась и утонула, а другая барахталась изо
всех сил, пока не сбила масло. И Художник решил барахтаться. В конце концов, он
и вправду крепко владел своим ремеслом. Можно было вернуться к лирическим пейзажам или вообще начать лепить нечто
модное и конвертируемое – свечечки и березки. Но он, мужчина, глава семьи,
переживший пытку ненужностью, выбрал тесные врата. На его новых холстах ожила
новая Россия - Россия конца века и тысячелетия - сбитая с толку, горькая, но
пронзительно родная. Загаженный Арбат, оскверненный символ шестидесятников: наглые купчики и
выставленные на продажу женщины и знамена – «Свободная торговля». Оборванная Мать со спящим – или мертвым? – Сыном на заплеванном полу
подземного перехода – «Нищая». Летящий над баррикадой Белый Лебедь в балетной пачке, ожесточенные люди и
бумажная иконка у горки мелких подмосковных яблок – «19 августа 1991.
Яблочный Спас». Дом - корабль с обугленным парусом, на асфальте багровая лужа и человеческий
силуэт мелом – «Расстрел Белого Дома». Дюжие омоновцы в серебристых шлемах-сферах волокут худенького парнишку с
обрывком красного в руках – «Расправа». По дате – 1986 год – понятно:
расправляются с демократом. Вновь марсианские шлемы и демонстранты, под ногами обрывки красного: «С
праздником, дорогие товарищи!». Это «Первомай 93-го года» - расправляются с
коммунистами. Окровавленная плоть арбуза, всаженные в столешницу угрюмые черные ножи,
груда черных плодов – голов? - «Тревожная осень 92 года». Я думаю, что сначала Художник просто защищался от хаоса. И брошенный им
вызов был попыткой удержать равновесие. Но тут произошло нечто столь же
удивительное, сколь закономерное. Мастер не просто стал писать про другое –
вновь обретая смысл жизни и уверенность в себе, он стал писать по-другому: с
сумасшедшей энергетикой, ярко, мощно, дерзко. Настолько по-другому, что прошлые
работы, казалось, принадлежат не ему. Пригвождая к полотну свое собственное
видение мира, он заговорил на языке, понятном каждому – языке искусства. Его
образы яростно проламывали холст, притягивали и тревожили, даруя зрителю
чувство сопричастности. Мне кажется, я понимаю, чем Художник заслужил этот потрясающий дар. Просто
для него не существовало понятия - «чужая беда». И великая сила его со-чувствия
оборачивалась подлинным чувством: он сражался вместе с пожарными Чернобыля,
захлебывался, уходя на дно с «Адмиралом Нахимовым», горел с пассажирами
злополучных поездов 211 и 212, стоял плечом к плечу с непримиримой оппозицией.
А потом рассказывал об этом – так правдиво, как может только переживший. Потом была Чечня. Художнику, чье детство совпало с той, Великой войной, был
ненавистен кураж подонков с автоматами, глумление над беззащитными, горькое
слово «заложник». Без лишних слов и объявлений он начал свой личный крестовый
поход: вставал каждый день на рассвете и брал кисти, чтобы рассказать о
пережитой им еще одной чужой беде. На исходе лета девяносто шестого он написал картину: женщина в ситцевом
платье с окаменевшим лицом прижимает к груди русоголового мальчонку. В спину
подталкивают автоматами боевики с завязанными лицами. Розовый южный песок
перечеркивают угольные тени, и, заслоняя небо, вьется, бьет по глазам
изумрудная зелень знамени - «Заложники Буденновска». Вторая картина сначала показалась мне этюдом к «Заложникам»: точно такая же
заплаканная ситцевая женщина, тот же смуглый парень с автоматом и замотанным
тряпкой лицом. Только земля черная, а позади не зеленое знамя - горящий домик.
И ребенок – темноволосый малыш - почему-то бесстрашно тянет ручонку к автомату. На оборотной стороне холста было написано: «Семья». Потом появились «Взорванный дом», «Жертва теракта на Пушкинской»,
«Захват»... И «Норд-Ост» он тоже обязательно написал бы. Но на четвертые черные
сутки, когда список погибших перестал умещаться на экране телевизора, Художник,
столько раз умиравший, взял и умер взаправду. Врач сказал: «косвенная жертва террористического акта». Но он не знал, что
Художник - заслуженный художник России Илья Матвеевич Бройдо был не жертвой, а
бойцом. И смерть его – боевая потеря. Это очень важно для меня. Потому что Илья Бройдо – мой отец. И хотя мне с
каждым годом все больше его не хватает, я благодарю Всевышнего, что он пощадил
Художника, не дав дожить до Беслана. Читайте:
Эпоха
Великой Отечественной (репродукции
картин). Храмы
России (репродукции
картин) Революция и поэты (репродукции картин). | ||
Просмотров: 1002 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |