Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Май » 18 » Соколов-Скаля П.П. Путь из Горок.1926 . Холст, масло. 200х300.
23:02
Соколов-Скаля П.П. Путь из Горок.1926 . Холст, масло. 200х300.


П.П. Соколов-Скаля. Путь из Горок.
1926 . Холст, масло. 200х300.



ВИКИПЕДИЯ

Павел Петрович Соколо́в-Скаля́ (1899—1961), советский живописец и график. Народный художник РСФСР (1956). Лауреат двух Сталинских премий (19421949)[2]. Член КПСС с 1952 года.

 

Биография

 

П. П. Соколов-Скаля родился 21 июня (3 июля1899 года в Стрельне Санкт-Петербургской губернии[2] (ныне в чертеСанкт-Петербурга).

Учился в 19141918 годах в студии И. И. Машкова в Москве[2]. Член АХРР с 1926 года.

Автор плакатов «Да здравствует 1 мая» (1928), «Стой. Последнее предупреждение» (1929), «Поезд идет от ст. Социализм до ст. Коммунизм» (1939), «На земле и над землей мы зажмем врага петлей!» (1941), «России двинулись сыны» (1942). Автор картин «Освобождение Калуги» (1947) и «Краснодонцы» (1948). Действительный член АХ СССР(1949)

П. П. Соколов-Скаля умер 3 августа 1961 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

 

Награды и премии

 

Сталинская премия второй степени (1942) — за серию плакатов «Окон РОСТа»[2].

Сталинская премия третьей степени (1949) — за картину «Краснодонцы»[3].

народный художник РСФСР (1956)

 

Примечания

 

 Статья в «Энциклопедии Кругосвет»

↑ 1 2 3 4 Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 24. Книга I. Собаки — Струна. 1976. 608 стр., илл.; 35 л. илл. и карт.

 Соколов-Скаля Павел Петрович на сайте plakaty.ru

 

Ссылки

 

Соколов-Скаля Павел Петрович на сайте plakaty.ru



 

Соколов-Скаля Павел Петрович

http://www.plakaty.ru/authors?id=72&sort=lname



1899—1961

Cоветский живописец и график. Действительный член Академии художеств СССР (с 1949). Член КПСС с 1952. Учился в Москве, в частной студии И. И. Машкова (см.) (1914—1918) и во Вхутемасе (1921—1922). Участвовал в объединении «Бытие» (1922—1925). В 1926 вступил в АХРР. В конце 1920-х и в 1930-х гг.

Соколов-Скаля создает взволнованные романтические произведения, обращаясь к героическим событиям революции и гражданской войны [«Таманский поход», 1928, «Братья», 1932, «1919. Рабочий отряд», 1937, триптих «Щорс», 1938, «Взятие Зимнего дворца» (известен ряд вариантов) и другие], к драматическим темам современности («Путь из Горок», 1929), запечатлевая подвиги пограничников. Этим картинам свойственны монументальный размах, динамичность композиции, повышенная красочность, что, однако, в ряде работ Соколова-Скаля сочетается с чертами внешней патетики.

В годы Великой Отечественной войны Соколов-Скаля создал много политических плакатов, в том числе «Окон ТАСС» (Сталинская премия, 1942), написал историческую картину «Иван IV в Ливонии» (1942). Главные работы Соколова-Скаля послевоенного времени: «Освобождение Калуги» (1947) и «Краснодонцы» (1948; Сталинская премия, 1949). Соколов-Скаля много работает над иллюстрациями (к былинам и др.), выступает как театральный художник. Исполнил диораму «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» (1937) и руководил восстановлением (закончено в 1954) панорамы Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя».



Работы: 

Да здравствует 1 мая
На земле и над землей мы зажмем врага петлей!
Поезд идет от ст. Социализм до ст. Коммунизм
России двинулись сыны (Окно ТАСС №444)
Стой. Последнее предупреждение

 

 

 

 



П.П. Соколов - Скаля. 
2-ой съезд Советов. Фрагмент. 1953.




 Павел Петрович Соколов-Скаля
     (из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.)


Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961) был художником необычайно широкого диапазона. Он работал над станковыми живописными и графическими произведениями и с большим увлечением занимался монументальным и декорационным искусством, создавал масштабные панорамы и диорамы, газетные рисунки и карикатуры, книжные иллюстрации и плакаты. Это был художник неукротимого темперамента; любое дело, за которое он брался, буквально горело в его руках.
      Соколов-Скаля родился в поселке Стрельна (пригород Ленинграда), в семье железнодорожного служащего. С 1914 года он живет в Москве и поступает в художественную студию И.И.Машкова.
      "Когда он пришел ко мне обучаться, - вспоминал позднее Илья Иванович Машков, - показав мне множество … эскизов, я увидел у него неудержимую напористую страсть выявлять свои сложные мысли и чувства. Рисунки и все его работы дышали мощным мажором, радостью, бурей, переполняя границы своей юности. При его темпераменте, напоре в работе, желании изучить на практике живопись, мне было нетрудно его обучать… Он был жаден и старался без "размазюкивания" вбирать в себя все ценное и нужное".
      Творческая юность Соколова-Скаля совпала с великими событиями бурных послеоктябрьских лет. Формирование его идейно-художнических взглядов протекало под воздействием великих революционных преобразований. В 1919 году художник оказался в Троицке на Урале, где он оформлял революционные праздники, писал плакаты, театральные декорации. В 1920 году Соколов-Скаля вновь приезжает в Москву и поступает в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).
      После окончания Вхутемаса (1922) он работает в самых разнообразных жанрах: пишет портреты, пейзажи, бытовые сценки, многофигурные тематические картины. Однако главное в его творчестве - это картины, воспевающие мужество и героизм народных масс, их преданность идеалам коммунизма, партии Ленина.
      Картина "Таманский поход" (1928) экспонировалась а Х выставке АХХР. Легендарный поход Таманской армии, пробившейся в 1918 году через контрреволюционный заслон, чтобы соединиться с основными силами Красной Армии, был изображен художником с большой экспрессией и темпераментом. Эта картина Соколова-Скаля, принадлежащая Государственной Третьяковской галерее, - одна из лучших картин советской батальной живописи.
      В 1929 году художник создает известную свою картину "Путь из Горок" - монументальное полотно, в котором выразительно передано чувство великой утраты. В метель, жестокую стужу движется траурное шествие народа за гробом Ленина от Горок до железнодорожной станции.
      Из других живописных работ довоенного времени следует отметить картины - "Окопная правда" (1931), "Братья" (1933), "Пленный курбаши" (1935), "Рабочий отряд уходит на фронт" (1937) и "Гибель начдива" (триптих "Щорс") (1938).
      Триптих "Щорс" посвящен легендарному полководцу гражданской войны. Это значительное монументальное произведение, в котором жизнь Щорса показана в неразрывной связи с жизнью народа, отстаивающего великие завоевания Октября.
      Особо хочется отметить созданное Соколовым-Скаля в 1939 году для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки панно "Штурм Зимнего Дворца". Через год автор повторил эту свою работу для Центрального театра Красной Армии. Это впечатляющее произведение передает драматизм и напряженность обстановки, утверждает революционный пафос народа.
      С первых дней Великой Отечественной войны художественная жизнь страны обрела иное содержание. Ушла в тень станковая живопись. На вооружение были поставлены более оперативные, быстро действующие средства агитации и пропаганды - военный плакат и агитационные "окна", фронтовой изобразительный газетный и журнальный репортажи, броские листовки и открытки.
      На четвертый день войны в Москве была создана художественная мастерская "Окна ТАСС". В ней работали многие видные московские художники: П.Денисовский, П.Шухман, М.Черемных, Г.Савицкий, В.Горяев, Ф.Антонов, А.Бубнов, Г.Нисский, М.Горелов, А.Дейнека, Д.Мочальский, К.Финогенов, А.Лаптев… П.П.Соколов-Скаля становится одним из активных организаторов и автором "Окон ТАСС". "Окна ТАСС" завоевали большую популярность и имели огромный успех. Они выходили регулярно и фактически стали ежедневной изогазетой. "Окна" шли на заводы и в воинские части, перебрасывались через линию фронта к партизанам, посылались за границу.
      Следует заметить, что "Окна ТАСС" заметно отличались от знаменитых "Окон сатиры РОСТА". Они выделялись жанровым разнообразием, более совершенной техникой исполнения, композиционной усложненностью рисунка, монументальностью.
      С утра до поздней ночи на Кузнецком мосту, где располагалась мастерская, кипела работа, а когда фашистские орды рвались к Москве, художники и поэты не выходили из мастерской неделями. Как раз в это время появились плакаты-лозунги: "Ребята, не Москва ль за нами?", "Не отдадим Москву", "Ни шагу назад", "У врат Москвы, в боях кровавых погибнут полчища врагов".
      Когда Красная Армия изгнала немецко-фашистские войска из Ростова-на-Дону и Тихвина, П.П.Соколов-Скаля создал "окно" из двух рисунков. На каждом был изображен фашистский фюрер, убегающий из этих городов. Поздно вечером, когда мастерская заканчивала размножение плаката, пришло известие о взятии нашими войсками Ельца, и художник немедленно делает третий рисунок: "Из Ельца бежит подлец, Будет помнить наш Елец!" Возникнув вначале в Москве, мастерские "Окон ТАСС" появились вскоре во многих республиках страны, в краях и областях России.
      За плодотворную деятельность по созданию и выпуску "Окон ТАСС" Соколов-Скаля был удостоен Государственной премии СССР.
      Во время войны художник написал серию этюдов к задуманным им картинам о Петре I, Иване Грозном. На художественной выставке, организованной в залах Третьяковской галереи к 25-летию Октября, Соколов-Скаля экспонировал полотно "Иван Грозный в Ливонии. Взятие крепости Кокенгаузен". Вслед за этим им был исполнен и ряд других произведений, посвященных этой исторической эпохе: "Иван Грозный и Владимир Старицкий", "Первый оттиск". Серьезной работой художника на историческую тему следует также считать созданную им уже после войны картину "Емельян Пугачев" (находится в Историческом музее в Москве).
      В 1944 году сразу же после освобождения Севастополя художник задумал создать диораму о городе-герое. Вместе со своим другом А.И.Плотновым Соколов-Скаля по свежим следам войны создает большую картину-панораму "Штурм Севастополя 9 мая 1944 года".
      В 1954 году Соколов-Скаля возвращается к теме героического Севастополя, правда, по иному поводу: реставрирует вместе с коллективом художников панораму "Оборона Севастополя" знаменитого Рубо, поврежденную во время Отечественной войны.
      Невозможно перечислить все, что создал за послевоенные годы этот замечательный художник. Полотно "Освобождение Калуги" (1946). Эта картина, помимо большой художественной ценности, обладает одним неоспоримым достоинством - она достоверна. Ведь художник был в Калуге в 1942 году как раз в момент ее освобождения. И все виденное зафиксировали в своем блокноте.
      Глубоко запали в память и другие произведения Соколова-Скаля: "Краснодонцы" (за него художник также был удостоен Государственной премии СССР), "Из фашистского плена", "Штурм Кремля", "На великой стройке" (строительство Куйбышевской ГЭС), созданное бригадой в составе П.Соколова-Скаля, А.Плотнова, М.Володина, Н.Толкунова, В.Соколова и Л.Народицкого.
      Соколов-Скаля был прекрасным рисовальщиком. За свою жизнь он создал множество графических произведений: рисунки для газеты "Батрак" и к кинофильмам, серии рисунков "Годы и люди", "Средняя Азия"… Плодотворно работал художник и в книжной графике. Иллюстрировал "Детство" М.Горького, "Чапаева" Д.Фурманова, "Бориса Годунова" А.Пушкина, "Конька-Горбунка" П.Ершова, "Степана Разина" С.Злобина, "Пиковую даму" А.Пушкина… Соколов-Скаля успешно трудился и в области театрально-декорационного искусства. В 1944-1945 годы он оформляет спектакли и создает эскизы костюмов к постановкам Большого и Малого театров.
      Художник большого дарования, Соколов-Скаля свой талант, свои знания, всю свою жизнь посвятил служению Родине. Ему было безразлично - большое или малое, первостепенное или менее важное дело ему поручали - любое задание он старался выполнить так, как ему то подсказывало его горячее, вдохновенное сердце.



 


Просмотров: 1523 | Добавил: Пахра | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: