Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » Морозова З.Г. |
15.04.2012, 13:04 | |
ГИЗ «Горки Ленинские». Музейный сборник. № 5. М., 1999. Кириченко Е.И. Горки.
Архитектура русской усадьбы 1910-х годов Последние восемь предреволюционных лет можно без преувеличения причислить к самым ярким периодам в истории усадьбы «Горки». 1909-1917 гг. – это ее «звездный час». Дело в том, что в эти восемь лет жизнь усадьбы была теснейшим образом связана с именами двух незаурядных личностей, ярчайших представителей серебряного века русской культуры. Одна из них – последняя владелица «Горок» Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот. Вторая – великий русский архитектор конца XIX – начала XX вв. Федор Осипович Шехтель. Документальных данных, подтверждающих авторство Шехтеля, пока не найдено. Однако традиция устойчиво связывает перестройку Горок только с его и ничьим другим именем. Думается, нет оснований подвергать сомнению устоявшуюся традицию по многим причинам. Во-первых, Шехтель очень много работал для Морозовых, прежде всего для Викуловичей и Тимофеевичей, и особенно – для Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны Морозовых. Благодаря счастливому стечению обстоятельств молодой провинциал, приехавший из Саратова и получивший официальное право на производство построек без законченного профессионального образования, приобрел известность в среде людей, бывших в конце XIX в. основными заказчиками строительных работ в Москве - в среде богатого просвещенного купечества. Кроме того, опять-таки волею судеб молодой Шехтель почти с самого момента приезда в древнюю столицу стал своим человеком в мире театра. Тем и другим он обязан своим родным. Его двоюродная сестра, дочь его дяди и полного тезки – Франца Осиповича Шехтеля-старшего была замужем за саратовским купцом Тимофеем Ефимовичем Жегиным, судя по всему личности по-своему замечательной, близким другом Павла Михайловича Третьякова. После смерти отца и разорения семьи не без участия Тимофея Ефимовича Жегина мать будущего зодчего – Дарья Карловна – устроилась экономкой в дом Третьяковых. Поскольку сестра Павла и Сергея Михайловича Третьяковых была замужем за одним из самых крупных архитекторов Москвы второй половины XIX в. Александром Степановичем Каминским, Шехтель, едва поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, стал одновременно работать в мастерской Каминского, установив связи со многими из своих будущих заказчиков и коллег. В училище Шехтель сдружился со студентами живописного отделения Николаем Чеховым, Исааком Левитаном и Константином Коровиным, подрабатывавшими писанием декораций в Большом театре, а потом и в Частной опере Зимина. Наконец, в середине 1870-х гг. в Москву приехал артист, ставший вскоре знаменитым антрепренером, заслужившим прозвище мага и волшебника русской сцены, Михаил Валентинович Лентовский. Лентовский начинал свою сценическую деятельность в Саратове в саду Шехтелей. Благодаря братьям Шехтелям – отцу и дяде будущего архитектора - Саратов входил в число немногих провинциальных городов России, имевших два театра - летний в парке и городской каменный. В Москве Лентовский постоянно сотрудничал с еще одним человеком, заслужившим, как и он, прозвище мага и волшебника русской сцены, главным декоратором Большого театра – К.Ф. Вальцем. Молодой Шехтель много работал для Лентовского вместе с Вальцем при оформлении народных гуляний, празднеств, устройстве городских парков, арендуемых Лентовским. Так вскоре после приезда в Москву определился круг деловых знакомств и дружеских связей молодого Шехтеля: просвещенное купечество, антрепренеры и владельцы театров, декораторы и живописцы... Часто, как в случае с С.И. Зиминым, дядей З.Г. Морозовой, ее мужем С.Т. Морозовым и К.С. Станиславским, представителем знаменитой московской купеческой фамилии Алексеевых, заказчиками архитектурных и театральных работ Шехтеля выступали одни и те же люди. Еще одна счастливая для Шехтеля встреча с архитектором Константином Викторовичем Терским, переросшая со временем в тесное содружество, произошла опять-таки, судя по всему, не без участия Каминского. Во всяком случае в 1885 – 1886 гг. все трое принимали участие в создании проекта застройки огромного владения Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой на Б. Никитской № 19. Шехтель работал у Терского помощником. Известно, что для этого владения им был спроектирован фасад театра Парадиза (ныне имени В. Маяковского). С Терским же Шехтель работал над созданием конкурсного проекта фасада Московской городской думы.[1] Очевидно, первые большие заказы на архитектурные проекты Шехтель получил в 1883 – 1889 гг. именно благодаря Терскому. Происходя из дворян Рязанской губернии, он занимался тогда проектированием дворянских усадеб в этой губернии[2], предоставив возможность своему коллеге и помощнику проектировать усадьбы людей иного круга – купцов и предпринимателей. Существовала и
еще одна возможность сближения Шехтеля с Морозовыми. Дружба А.П. Чехова и И.И. Левитана
общеизвестна. Значительно менее известно, что Чехов и Левитан в равной мере
были дружны с Шехтелем, что Шехтель подружился с А.П. Чеховым благодаря своим
друзьям по училищу живописи, ваяния и зодчества Н.П. Чехову и Левитану. 11 лет
из прожитых 40 Левитан провел на территории московского владения Морозовых в
Трехсвятительском переулке, где Сергей Тимофеевич перестроил один из флигелей
под мастерскую художника.[3]
Возникает большой соблазн связать заказы Морозовых Шexтeлю-apxитeктopy с жизнью
Левитана в их московском владении. Это произошло в В августе Горки должны
были стать для З.Г. Морозовой эликсиром душевного равновесия. И думается, ей
естественно было обратиться при перестройке Горок к помощи Шехтеля – свидетеля
и одного из прямых устроителей вершинных лет ее жизни. Мемуаристы оставили
описание торжественного приема по случаю завершения отделки особняка на Спиридоновке
– «этого нового московского чуда», во время которого Зинаида Григорьевна «вся
увешанная жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием»[5], и
ослепительного туалета Зинаиды Григорьевны во время приема императора на
открытии Всероссийской выставки в 1910-е гг. -
не лучшее время и в жизни Шехтеля. Пик его успеха и интенсивнейшей творческой
деятельности остался позади. Многие из прежних заказчиков покинули его,
отдавая предпочтение другим архитекторам, представителям более молодого
поколения: А.В. Морозов – И.Е. Бондаренко, Рябушинские, для которых Шехтель
много проектировал в 1900-е гг., – работавшим совместно В.Д. Адамовичу и В.М. Маяту.
Очевидно, это было связано с распространением неоклассицизма и закрепившейся
за Шехтелем славой мастера модерна. И хотя творческие возможности зодчего
оставались по-прежнему чрезвычайно высокими (об этом свидетельствуют такие
шедевры 1910-х гг., как собственный дом на Б.Садовой и проект дачи в Алупке-Саре
в Крыму, Еще одно обстоятельство дает основание думать, что Горки были перестроены для З.Г. Морозовой именно Шехтелем и никем другим - ее характер, особенности ее натуры и отношения к людям. Уже на склоне лет, пережив и потеряв после революции все, она напишет: «Я единственно, что ценю в жизни и берегу, - это отношения с людьми, если они хороши, но это такая ценность, которую никто отнять не может».[6] Присоединяясь
к общему мнению о Шехтеле как авторе последней перестройки усадьбы «Горки»,
хотелось обратить внимание на ряд, с моей точки зрения, принципиально важных
обстоятельств. Одно из них – многочисленность спроектированных зодчим усадеб,
и количественно, и качественно составляющих существенную часть наследия зодчего.
Основной массив спроектированных Шехтелем усадеб приходится на 1880 – 1890-е
гг. Отчасти это было обусловлено, очевидно, тем, что более десятилетия –
первого десятилетия своей творческой деятельности, Шехтель работал как
архитектор, не имея официального права на производство строительных работ. Оно,
как и скромное звание техника-архитектора, было получено мастером только в И хотя проектированием усадеб Шехтель занимался всю жизнь, точнее весь дореволюционный период, проектированием усадеб начинается и завершается творческий путь архитектора: начинается созданием великолепных грандиозных комплексов, как усадьбы «Соха» и «Кирицы» в Рязанской губернии и «Одинцово-Архангельское» в Московской, завершается - перестройкой, а фактически созданием заново усадьбы «Горки». Говорю завершается, т.к. прожив 10 лет после революции, Шехтель спроектировал за этот большой для жизни одного человека срок сравнительно мало по сравнению со временем наибольшей творческой активности и еще меньше построил. Общее
количество спроектированных только Шехтелем усадебных комплексов, загородных
домов и дач (а список созданного им насчитывает 26 наименовании)[7]
заставляет со всей решительностью опротестовать расхожее мнение о сворачивании
с середины XIX в. объема проектирования усадеб и об упадке усадебной
архитектуры. Отмену крепостного права и утрату дворянством ведущей роли в экономике
страны ни в коем случае нельзя отождествлять с процессом сворачивания
усадебного строительства как такового, более того – нельзя отождествлять даже с
прекращением строительства дворянских усадеб. Отмена крепостного права не
привела к прекращению строительства дворянских усадеб или точнее –
строительства в дворянских усадьбах. Скорее можно говорить об изменении
хозяйственной природы сохранивших жизнеспособность усадеб. Новые усадьбы, не
только купеческие, но и дворянские вроде усадьбы А.Г. Шереметевой в селе
Высоком (Смоленской губернии, архитектор Н.Л. Бенуа, начало работ в Дачный поселок и дача в дачном поселке представляли собой симбиоз городской и загородной усадьбы. С загородной усадьбой дачу роднила включенность в природную среду, с городской - существование в рамках более крупного чем отдельная усадьба поселения и согласованность с планировкой и пространственной средой дачного поселка. Однако непроходимой границы между усадьбой и дачей не существовало. В спроектированной Шехтелем для И.В. Морозова даче в Петровском парке в полном соответствии с устройством хозяйственной усадьбы существовали манеж и конный двор. Кроме того, получила распространение паллиативная разновидность загородного владения. С дачей его роднило использование для отдыха и в основном летнего пребывания, с усадьбой – автономность, существование вне более крупного комплекса. Иногда имения вроде Любимовки Алексеевых и расположенных рядом дач Сапожниковых на Клязьме объединялись в комплекс свободно расположенных в пейзаже усадеб-дач, образуя своеобразное скопление купеческих гнезд. Шехтель отдал дань проектированию всех видов загородных домов и комплексов. В этом смысле проектирование усадьбы «Горки»- вполне традиционная тема для Шехтеля-проектировщика. Необычность
или нетрадиционность ее для Шехтеля, если только он является автором ее
проекта или хотя бы автором центральной части ансамбля, в другом. В стиле, в
особенностях усадебной планировки, в выборе образцов, с оглядкой на которые
ведется проектирование усадьбы. При проектировании усадьбы «Горки» Шехтель
выступает последовательным выразителем идей неоклассицизма. В свое время пафос
утверждения значения Шехтеля как величайшего из мастеров отечественного модерна
как-то отодвинул на второй план факт создания им замечательных сооружений в
духе неоклассицизма. Композиционная система зданий и всего ансамбля неоклассицизма требовала не только иных форм, а главное приемов композиции отдельных зданий, но и композиции ансамбля в целом, во многом отличных от применявшихся Шехтелем в спроектированных им загородных ансамблях ранее. Во многом, но не полностью, поскольку зодчий существенно видоизменяет, но не отказывается полностью от приемов, выработанных им в течение предшествующих почти трех десятилетий проектной деятельности в области усадебного и дачного строительства и проектирования городских особняков. Здания, которые чисто внешне, в соответствии с особенностями форм их исторических прототипов, причислялись к разным стилевым направлениям и даже стилям (эклектика, модерн), оказываются спроектированными на основе единых принципов. Сложились они в ходе нового «открытия» готики, точнее новой интерпретации ее наследия в проектах усадеб, дач, особняков. Как свидетельствует работавший помощником Шехтеля и ставший впоследствии также крупным самостоятельно практикующим зодчим И.Е. Бондаренко, именно так воспринимался первый по времени вклад Шехтеля в отечественное зодчество его коллегами и его заказчиками.[10] Ансамбль и композиция каждого сооружения строятся таким образом, чтобы в каждый следующий момент весь он или находящиеся в поле зрения путника сооружения или сооружение виделись иными, чем мгновение назад. Благодаря этому каждое здание или ансамбль кажется грандиознее, чем на самом деле. Художественное время длится намного дольше времени физического, реально необходимого для обозрения отдельного сооружения или целого ансамбля. Движение в художественно организованном пространстве переживается как временная длительность и как постоянное изменение. С этой целью Шехтель использует, максимально разнообразя их применение, два основных приема. Композиции его особняков, городских и загородных домов симметричны и асимметричны одновременно. В целом здания как будто симметричны относительно центральной оси. Однако эта симметрия не абсолютна, а приблизительна, части, как будто симметричные друг другу, не повторяют друг друга буквально. Движение на городском или дачном участке, подъезд к усадьбе и передвижение по ее территории к главному усадебному дому организованы опять-таки с помощью общих приемов. Чтобы попасть в усадьбу, подъехать к ее воротам предстоит объехать усадьбу, обогнуть ее. Подъездная дорога прокладывается таким образом, что путник неминуемо должен увидеть с разных сторон, в разных ракурсах, по-разному группирующиеся и видимые с разных точек зрения строения усадебного комплекса. Точно так же организовано движение по усадьбе, по дачному или городскому участку. Дорожки и путь к дому таковы, что и в данном случае время художественное длится дольше, чем время физическое. И здесь, особенно в усадьбе, путь к дому предстает как смена многообразных, постоянно меняющихся в ходе движения картин. Причем если путь к самой усадьбе прокладывается таким образом, чтобы путнику пришлось обойти или объехать усадьбу, то путь к главному дому прокладывается таким образом, чтобы путник попадал к нему всегда сбоку, видел его с угла. Во многих случаях путь заканчивался небольшим парадным двором, который казался особенно небольшим и замкнутым по контрасту с открытостью подъездного пути. Зодчий специально сужает пространство перед главным входом в дом, чтобы войдя в него и попав в помещения, соответствующие главной оси паркового фасада, который у Шехтеля становится главным, обретя в доме чувство защищенности и покоя, он вновь мог приобщиться благодаря видимым из окон картинам к необъятному миру природы. Естественное пространство природы входит в пространство парка и сопрягается с ним. Пространство природы входит и в пространство комнат благодаря тому, что Шехтель прибегает к новому приему размещения окна и двери на одной оси и вид на комнату превращается одновременно и в вид через ее пространство в пространство внешнего мира. [1] Кириченко Е.И. В начале пути. // Куранты. Историко-краеведческий альманах. Вып. II. 1987. С. 243 – 246. [2] Об этом свидетельствуют проекты усадеб, выполненные Терским, находящиеся ныне в фототеке Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева в фонде отца и сына Терских. [3] Иванова Л.В. Топография
владений Морозовых в Москве. // Труды первых морозовских чтений. Морозовы и их
роль в истории России. Ногинск (Богородск) 16 – 18 ноября [4] Давиденко С.В., Савинова Е.Н. Ф.О. Шехтель и Морозовы. // Историко-культурное наследие России конца XIX – начала XX вв. Труды научной конференции, посвященной жизни и творчеству Ф.О. Шехтеля. М., 1997. С. 56 – 57. [5] Там же. С. 51. [6] Архив музея МХАТ. № 3878. Цит. по: Давиденко С.В., Савинова Е.Н. Указ. соч. С 60. [7] В 1880-е и в первой
половине 1890-х гг. Шехтель много работал для фон Дервизов: Михаила Григорьевича
фон Дервиз и его племянников – Павла и Сергея Петровичей фон Дервиз. Основу их
обширных усадебных владений с широко поставленным товарным хозяйством –
разведением плодовых садов, устройством питомников, конными заводами –
составили обширные приобретения земель в Рязанской губернии. Начатое Михаилом
Григорьевичем (в Для Дервизов – основных заказчиков Шехтеля начального периода его архитектурной деятельности, в 1880 – первой половине 1890-х гг. были выполнены следующие работы: в Дягилево перепланировка парка, устройство новых прудов и строительство парковых павильонов, к усадебному дому сделаны пристройки, не изменившие существенно его облик; в усадьбе Старожилово Шехтелем велись работы в сельской церкви (не сохранилась) и построен дом управляющего; полностью перестроен ансамбль усадьбы «Кирицы» (главный дом, конный и скотный дворы, перепланирован парк, устроена парадная лестница с гротами и скульптурой, ограда с башнями и сторожкой; полностью перестроен ансамбль усадьбы «Соха» (перепланировка усадьбы и парка, строительство главного дома, конюшни, каретного сарая, погреба, парковых павильонов (грот и другие), выкопаны новые пруды, построен ряд служебных зданий. Шехтелем также построены: 1888 – 1890 гг. усадьба А.А. Локалова в селе Великом Ярославской области; 1890-е гг. (?) усадьба В.Т. Поповой в Чаново близ станции Румянцево Виндавской (ныне Рижской) железной дороги; 1909 – 1915 гг. усадьба З.Г. Рейнбот «Горки» (перепланировка парка, перестройка главного дома, строительство флигелей, конного двора, хозяйственного двора, водонапорной башни, оранжереи, вообще всего комплекса служб, церкви (?); [8] Бартенева М.И. Николай Бенуа. Л., 1985. С. 102 – 115. | |
Просмотров: 1711 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||