Дичь для товарищей по охоте
ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА К ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Савва Морозов ворвался в мою жизнь стремительно, как и полагается человеку с
его характером…
- Темой вашей диссертации, Натали, будет... - мой научный руководитель,
проректор по науке Московского государственного историко-архивного института,
харизматичный профессор Николай Петрович Ерошкин почему-то задумчиво обвел
взглядом висевшие на стенах кабинета портреты классиков марксизма-ленинизма…
Стараясь скрыть волнение, выбор научного пути, как минимум, на ближайшие три
года – дело нешуточное, я посмотрела вслед за ним, но, натолкнувшись на
безразличный ко всему, кроме экономической теории коммунизма, взгляд Карла
Маркса, отвела глаза.
-Давайте-ка возьмем Московское городское самоуправление, - продолжил профессор,
хитро улыбнувшись сначала Марксу, а потом мне. - Знаете ли, Москва
купеческая... Такая тема! Вы же у нас дореволюционник. Вот вам и карты в руки.
Три года аспирантуры... – по его лицу скользнула улыбка. - Вы еще будете
вспоминать это время, как самое счастливое...
«Что ж, - усмехнулась я, уже выходя из кабинета, - Карл Маркс подсказал
неплохой выбор».
- Кстати, Натали, - услышала я вслед и обернулась, - среди гласных Городской
Думы был один человек... Хотел бы, чтобы вы с ним познакомились поближе.
Кажется мне, из вашей встречи может получиться отличный… роман...
Важно поправив очки с простыми стеклами – необходимый атрибут аспирантки в
двадцать один год - я попыталась уточнить фамилию будущего героя своего романа.
- А вот этого я вам не скажу, - расплылся в улыбке Николай Петрович. – История,
голубушка, - штука тонкая. Надо, чтобы он сам вас заметил. Только тогда и
сложится...
Три последующих, и вправду, счастливых года я прожила в Москве начала
двадцатого века, куда была перенесена машиной времени под названием
историческое исследование.
Исторические источники и литература… За этими словами скрывались не только
сухие отчеты и протоколы заседаний Думы, газетные статьи и мемуары, но письма и
дневники, с пожелтевших страниц которых выплескивались чувства, мысли,
переживания и страсти, бушевавшие в сердцах людей, имена которых мы помним до
сих пор: А. Бахрушин, С. Мамонтов, В. Пржевальский, Н. Гучков, С. Морозов,
В.Голицын. Изучая их непростые судьбы, я всякий раз буквально спотыкалась о
нестыковки и разночтения, связанные с жизнью одного из них - Саввы Тимофеевича
Морозова, который с хитрым прищуром смотрел на меня с фотографии.
Через три года диссертация была защищена, но тема Саввы Морозова не отпускала.
Осталось много вопросов, ответы на которые тогда так и не были найдены. Они
касались не только самого С.Морозова, но и многих окружавших его людей.
Например, как могла мать Саввы - Мария Федоровна, давшая прекрасное образование
детям, по утверждению одного из советских писателей, не интересоваться печатным
словом, не посещать театры и музеи, не пользоваться электричеством, из боязни
простуды не мыться, предпочитая обтираться одеколоном? А как же найденные в
архиве фотографии погруженной в чтение Марии Федоровны и электрический
светильник рядом? И как же письмо гувернера младших Морозовых, в котором тот
упоминает, что во время поездки в Берлин Мария Федоровна настояла на посещении
Дрездена, чтобы показать детям знаменитую галерею? Да и сам Савва Морозов
рассказывал Исааку Левитану, кстати, несколько лет с разрешения Марии Федоровны
прожившему во флигеле ее дома, что именно она привила детям любовь к
прекрасному, регулярно посещая с ними Императорский Большой и Малый театры и
симфонические концерты в Москве и Петербурге. Возможно, именно тогда в душе
Саввы поселилась любовь к театру, благодаря которой Россия имеет ныне жемчужину
культуры - Московский художественный театр.
Чем больше я занималась темой, тем больше понимала - история Саввы Морозова -
очередная фальсификация советской историографии. Но зачем? Почему даже его
внук, в книге "Дед умер молодым" представил Савву как безвольного,
мечущегося человека, но в то же время почти революционером и другом Баумана,
зачем вслед за Горьким утверждал, что Савва лично брил бороду попу Гапону 9
января 1905 года, чтобы помочь скрыться тому от царских ищеек? А как же
телеграмма Горького от 9 января 1905 года, адресованная Екатерине Пешковой:
«Послезавтра, т.е. 11-го, я должен буду съездить в Ригу - опасно больна мой
друг Мария Федоровна - перитонит. Это грозит смертью, как телеграфируют доктор
и Савва»? Значит, 9 января С.Морозов был в Риге? Об этом же свидетельствует и
сама Андреева, утверждая, что в эти январские дни Морозов неотлучно находился у
ее постели?
Но самая большая тайна – обстоятельства смерти Саввы Морозова в мае 1905 года в
Каннах…
Помню теплый майский день, когда у входа в Историко-архивный институт ждала...
Савву Тимофеевича Морозова. Нет, не того Савву, а его внука – писателя, автора
книги "Дед умер молодым". О встрече, по моей просьбе, договорился
Николай Петрович Ерошкин. Уже около тридцати минут я стояла у входа в институт
на Никольской улице, с волнением вглядываясь в лица проходящих мужчин и пытаясь
угадать, кто из них внук Саввы. Наконец, увидела ... Широкое лицо с узкими
губами, жесткий взгляд удлиненных глаз... Похож… Я смотрела и чувствовала, как
негодование, охватившее меня после чтения некоторых страниц его книги, уходит,
и на его место приходит радость от присутствия рядом ЕГО внука.
Савва Тимофеевич-младший выглядел усталым и оказался замкнутым и настороженным.
«Наверное, таким и должен быть - наследник экспроприированного многомиллионного
состояния, которому позволили выжить», - подумала я тогда.
Мы проговорили менее часа в кабинете Николая Петровича.
«Поймите, - задумчиво глядя куда-то поверх наших голов, сказал гость. - Правда
- не всегда привилегия потомков известных людей. Смею ли я, внук Саввы
Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны, описывать страсть деда к этой актрисе…
Андреевой? Могли ли мы, Морозовы, в наше время, говорить о том, что Савва
Тимофеевич отказал в помощи большевикам, оставив незадолго до этого Марии
Андреевой страховой полис на предъявителя? В 1921 году они расстреляли моего
отца, сына Саввы Тимофеевича... Вряд ли после этого кто-то из нас испытывал
желание разбираться в причинах смерти деда. Да и вам не советую. Темное дело, -
провел ладонью по седым волосам и, поднявшись с места, торжественно закончил:
- А о себе могу сказать коротко. Я - советский писатель! Советский! И в этом -
моя правда.
После его ухода я молча достала из портфеля рукопись статьи о Савве Морозове и
положила перед Ерошкиным.
- Умница! – прочитав статью, сказал он и откинулся на спинку кресла.- Будете
публиковать?
- Конечно! - уверенно заявила я. - Как вы думаете, куда лучше предложить?
- Попробуйте в «Вопросы истории». И не раздумывайте. Несите прямо сегодня...
…Статью в журнале приняли прекрасно. Читали и перечитывали, говорили хорошие
слова и, наконец,…
-Вы проделали огромную работу, Наталия Юрьевна, - уважительное обращение по
имени и отчеству было приятно, но насторожило. - Но, поймите, невозможно
публиковать материал, в котором вы прямо или косвенно обвиняете Красина,
Андрееву и Горького в убийстве Морозова. Это же люди из касты неприкасаемых! –
редактор одобрительно усмехнулся, заметив, удивление на моем лице, говорившее о
том, что я поняла… значение слов.
- Но вы-то хоть понимаете, что все это правда? – именно сейчас нуждаясь в
поддержке, спросила я и прищурилась от внезапной рези в глазах.
- Я? - редактор сочувственно посмотрел на меня. - Да... - покачал головой. - Не
грустите. У вас еще вся жизнь впереди. Может, когда-нибудь у вас появится
возможность рассказать обо всем. Всем...
...Смеркалось. Я «голосовала» у дороги. Зеленый огонек такси вывел меня из
оцепенения.
- Куда едем, девушка? - приоткрыв окно, поинтересовался пожилой водитель.
- На кладбище! - буркнула я и, не дожидаясь согласия, уселась на заднее
сиденье.
- Не рановато ли? – посмотрел он в зеркало заднего вида.
- В самый раз, - решительно ответила я...
Когда мы подъехали, Рогожское старообрядческое кладбище уже закрывалось. -
- Опоздала, - сообщил сторож у входа.
- Пустите меня... пожалуйста… очень надо… сегодня… - голосом бедной
родственницы попросила я. Жалобный голос и изможденный вид сработали.
- К кому идешь?
-К Морозову.
-Савве Тимофеевичу?
-Савве Тимофеевичу.
-Он в это время,- сторож посмотрел на часы,- посетителей не ждет.
-Меня - ждет! – выпалила я. – Точно ждет!
-Хм... - сторож покачал головой и открыл калитку. - Проходи. Только ненадолго.
И смотри, коли не ждет! – услышала уже вслед. - Он мужчина суровый...
Я почти бежала. Справа каркнула ворона. За ней - другая. Недовольно и зловеще.
«Все как и должно быть вечером на кладбище», - почти удовлетворенно отметила я.
Слева, наконец, появился большой крест белого мрамора.
«Успела», - прислонилась к ограде и, прикрыв глаза, замерла...
…Перед уходом, тихо сказала вслух:
- Сколько бы лет ни прошло, я расскажу о тебе правду. Всем. Обещаю.
И в этот момент услышала хлопанье крыльев. Белоснежный голубь опустился на
могильный крест и, наклоняя головку то вправо, то влево, внимательно
разглядывал меня черными глазами-бусинками…
…Поздно вечером в квартире раздался телефонный звонок. Голос Ерошкина был едва
слышен сквозь шум помех.
- Что в редакции? Отказали?
- Отказали.
- Я так и думал.
- Вы знали?!
- Конечно, знал.
- Почему не остановили меня?
- Проверка на прочность необходима. Особенно историкам. Рукопись в мусорном
ведре? – засмеялся Ерошкин.
- Что-о-о?!
- Понял. Так что дальше? Что вы решили?
- Была на могиле Саввы…И поклялась, что напишу о нем правду. Напишу. А вы меня
знаете. Я свое слово держу.
- Что ж... - голос Учителя дрогнул. - Я рад, девочка, что в тебе не ошибся, -
перешел он на "ты". - И верю - у тебя все получится. А в тот день,
когда будешь держать в руках написанную тобой книгу о Савве, - помолчал, -
вспомни обо мне. Ведь это благодаря мне он стал... героем твоего романа.
... Шли годы. Застой, пятилетка пышных похорон, перестройка и гласность, путч,
победа над коммунизмом, ваучерная приватизация, снова путч и снова победа… над
самими собой, дефолт и снова медленное возрождение страны, измученной
социальными экспериментами. И все это время - медленная, кропотливая работа по
сбору материалов для книги, проверка версий и разочарование от тупиков.
Персонажи книги уже говорили и действовали, порой, стыдливо замолкали и
прятались, иногда пытались оправдаться и объясниться… но, главное, они ожили:
«Зеркало разбилось…» - испуганный голос Тимофея Саввича.
«Теперь это аллея будет носить ваше имя…» - голос Саввы и неторопливое цоканье
копыт двух лошадей, идущих бок о бок.
«Вовремя человека пожалеть – хорошо бывает…» - слезливый басок Горького.
«Чертов поганец Парвус прогулял в Италии мои гонорары» - тоже Горький, но уже
недовольный.
«Купчишка!...» - это Книппер.
«Актерка? Я вам покажу актерка!» - истерика у Марии Федоровны.
«Очень прошу, не пиши ничего плохого про Машу», – слова, сказанные хрипловатым
голосом Саввы… Уже - мне…
В бывшее имение Саввы Морозова в Архангельском по Каширскому шоссе я попала
почти случайно. Отдыхала в санатории «Бор». Это рядом. Прогуливалась по аллее,
которую, как мне сказали старожилы «почему-то называют аллеей Марии Андреевой»,
подошла к особняку, в котором начинали вести ремонтные работы, восстанавливая
для нужд правительства. Села на скамейку и вдруг… около меня опустился белый
голубь. Внимательно смотрел черными бусинками глаз…
Вернулась домой и снова засела за работу, описывая последний месяц жизни Саввы…
Итак, семья Морозовых в мае 1905 года переехала из Виши в Канны и остановилась
в гостинице «Ройял», которая находилась на улице... И снова вопрос… В каком месте
в Каннах находится или находился отель, в котором был убит Морозов? В мемуарной
литературе точной информации не было. Ведущий телеканала "Культура"
привычно сообщая обкатанную версию биографии Морозова, сообщил в одной из
передач: "Морозов, будучи человеком с больной психикой, застрелился в
городе Канны в "Ройял-отеле" на улице Рю де Миди".
Запрашиваю своих французских коллег и друзей. Проверяют. Нет и никогда не было
в Каннах такой улицы. А вот «Ройал-отелей» в прошлом веке в Каннах было
несколько. Найти тот самый не удалось. Лечу в Канны сама. Посадка в Ницце.
Недолгая поездка на машине и вот… Канны. Самый известный курортный городок на
французской Ривьере. Впрочем, если убрать Международный Каннский Кинофестиваль
останутся только море, пляжи, пальмы, туристы и яхты...
Начинаю по списку составленному французскими коллегами искать ту самую
гостиницу. Вот - бывший "Ройял-отель", но построен в 1910. Это -
нынешний "Ройял-отель", однако построен еще позже. Пытаюсь
договориться с муниципальным архивом. Телефонные переговоры не дают результата.
Русского исследователя допускать в городской архив не хотят. Помог, как всегда,
случай. А вернее - Моцарт. На концерте знакомлюсь с неким Томасом Грэхэмом,
который вызвался мне помочь, узнав, что я не просто родилась в Лондоне, но даже
в том же родильном доме, что и он – в Кенсингтоне. Брат по родильному дому. А в
муниципальном архиве у него знакомая… И вот уже через пару дней у меня в руках
небольшая пожелтевшая фотография-открытка, на которой «Ройял-отель», существовавший
в Каннах в 1905 году! На всякий случай переснимаю и увеличиваю изображение на
компьютере. Между третьим и четвертым этажами ясно видна вывеска – название
отеля! Теперь я знала точно - отель находился на пересечении бульвара Круазет и
улицы Коммандантэ Андрэ. Еду туда. И получаю еще одно доказательство: в
реконструированном здании сейчас находятся апартаменты под названием
"Вилла Ройял"!
Итак, отель найден. Теперь – почти невыполнимая задача – попытаться разыскать
родственников тех, кто работал в гостинице почти сто лет тому назад.
Воспоминание о таком событии, как убийство русского миллионера могло
передаваться из уст в уста. День сменяет день… И вот листаю с трудом
обнаруженные списки лиц, работавших тогда вгостинице. Жак Ориоль. Консьерж.
Работал в в 1905 году. Всю жизнь прожил в Каннах. А родственники?
« Мадам Натали, это очень сложно, впрочем, обратитесь к мсье... возможно
он...». Мсье не вполне соответствовал образу французского мужчины
героя-любовника, стереотипом забитого в голову французскими кинофильмами. На
встрече, окутывая себя сигаретным дымом, очевидно, чтобы скрыть одутловатость
лица, хрипло спросил: « А он кто вам, этот мсье Мо-ро-зов?» Я немного
растерялась. Как объяснить, кто мне «этот Мо-ро-зов»? Пришлось начать с общего.
Задаю вопрос: «Мсье...Позвольте спросить, знаете ли вы, что такое - любовь?»
Тело мсье с любезными словами про мои зеленые глаза предприняло попытку
освободиться из плена плотно обнимавшего его кресла, вероятно, чтобы сделать
изящный поклон и поцеловать мне руку. Пришлось разъяснять, что я имела в виду
«любовь с большой буквы», ради которой люди готовы на подвиг, отчаянный
поступок, в том числе, даже самопожертвование...» Показалось, что мсье немного
расстроился, но, выслушав рассказ о любви Морозова, в конце повествования
настолько проникся сочувствием, что даже прослезился. Через три дня внучка Жака
Ориоля, госпожа Луиза Ориоль сидела передо мной в холле отеля и рассказывала со
слов покойного деда об убийстве русского миллионера в далеком 1905 году.
- Убит? Почему ваш дед считал, что Морозов убит?- на всякий случай уточняю я.
- В тот день, а может, за день до случившегося, в отеле к дедушке подошел
мужчина. Дедушка хорошо его запомнил. Элегантный, ухоженный, рыжеволосый, с
аккуратной бородкой. Оставил для этого русского конверт. Дед передал конверт
постояльцу и обратил внимание - тот вскрыл конверт при нем – на записку. В ней
был только знак вопроса. И все. А гость, теперь я понимаю, что это был мсье
Морозов, ее разорвал, взял на стойке лист бумаги, нарисовал жирный
восклицательный знак и отдал дедушке, чтобы тот передал ответ тому, кто будет
спрашивать… Тот человек пришел, посмотрел на восклицательный знак и попросил
передать русскому на словах, что ему очень жаль… Дед всем говорил, что
постояльца убили. Но хозяевам не была нужна широкая огласка, а полиции
расследование. Поэтому версия самоубийства устроила всех. Вспоминая об этой
истории, дед все время повторял одну фразу: «Они такие странные, эти русские…»
Что было потом я уже знала. Тело перевезли в Москву и похоронили на Рогожском
кладбище. Самоубийц на кладбище не хоронят… Даже очень богатых… Гроб с телом
несли от вокзала на руках. На похороны пришло более пятнадцати тысяч человек, в
том числе, вся труппа МХТ. Не было Марии Андреевой… В этот день ей нездоровилось…
Работа над книгой была закончена и рукопись передана в издательство.
Приближался юбилей Саввы Морозова. 140-лет со дня рождения. А я все никак не
могла успокоиться и стала снимать документальный фильм о нем. В ходе съемок
очутилась под Орехово-Зуево, у храма Рождества Богородицы. Почти девяносто лет
в нем хранилась икона Саввы Стратилата, написанная на деньги, собранные
рабочими и служащими Никольской мануфактуры г.Орехово-Зуево в память о своем
«незабвенном директоре». Икону украли из храма в середине 90-х годов после
того, как показали в одной из телепередач.
Получив на то благословение Епископа Филлипольского Владыки Нифона, заказала
список иконы по имевшейся у меня фотографии из архива и уже через несколько
месяцев счастливая стояла перед настоятелем храма…
Высокий худой священник, выслушав, вдруг вскинул руку, указывая на меня
пальцем: «Это ты украла икону! Такие как ты! Ненавижу! Журналюги проклятые!
Украла икону, а теперь грехи замолить хочешь?!»…
Его указательный палец вонзился мне прямо в сердце…
Прекрасная икона в резном деревянном кивоте осталась у меня в доме…
Спустя пару лет, я снова оказалась в Каннах, где рассказала историю про икону
настоятелю русского православного храма, что на улице Александра III,
Архиепископу Каннскому и Западно-Европейскому Варнаве .
«Сочту за огромное счастье принять сию святую икону в дар от вас нашему храму.
Морозова люди помнят, да и убили его вот, буквально в пяти минутах ходьбы
отсюда. Сделайте только латунную табличку с пояснением на двух языках - русском
и французском», - предложил мне Архиепископ Варнава…
И вот в июле 2005 года к 100-летию со дня смерти Саввы Тимофеевича Морозова
список иконы Саввы Стратилата был перевезен в Канны (при содействии и участии
вице-президента Российского фонда культуры Т.Шумовой, администрации компании
«Аэрофлот» в лице В.Авилова и И.Чунихина, сотрудницы Федерального Агентства по
культуре и кинематографии М.Блатовой, оказавших помощь в перевозке более чем
тридцатикилограммовой иконы в окладе) и передан Архиепископу Каннскому и
Западно-Европейскому Варнаве на вечное хранение в православном храме г.Канны на
улице Александра III. Икона обрела свой храм.
А до этого был февральский вечер 2002 года, когда Московский художественный
театр отмечал 140-ю годовщину со дня рождения Саввы Тимофеевича Морозова.
В фойе гостям дарили книги «Дичь для товарищей по охоте». Еще теплые. Только
что из типографии…
Уютный зал малой сцены был полон людьми, взволнованные лица которых говорили о
том, что все происходящее им не безразлично и что память о человеке, без
которого не было бы Московского Художественного Театра, все еще жива.
Я почти не смотрела на экран, где показывали снятый при моем участии
документальный фильм "Савва Морозов: смертельная игра", а
вглядывалась в лица зрителей - взволнованные, светлые. У многих на глазах были
слезы…
И вдруг вспомнила: «Бог мой, ведь ровно двадцать лет назад, в феврале, да-да,
именно в феврале 1982 года я ездила на Рогожское кладбище… «Сколько бы лет ни
прошло я расскажу…»
Зажегся свет. Аплодисменты взорвали тишину. Ведущий, заведующий литературной
частью МХТ милейший Николай Шейко поцеловал мне руку и предоставил слово…
На торжественном вечере не было лишь главного режиссера МХТ… Был занят…
Поздно вечером мы вышли из театра. Вспомнился один из наших последних
разговоров с Олегом Николаевичем Ефремовым:
" Мы еще поставим в Камергерском памятник... Поставим! Представьте,
Наташенька, - скамейка напротив театра, а на ней сидят трое - Морозов,
Станиславский и Немирович. Говорят, вроде, о своем, а сами внима-ательно
наблюдают за нами..."
" А вы не боитесь, Олег Николаевич, что им не понравится те, кого они
увидят?"
" Боюсь. Но мы – исправимся, - грустно улыбнулся он. - И непременно станем
лучше. Непременно! Иначе и быть не может..."
«…мануфактур-советник с бритым черепом…»
«…экзальтированная особа по имени Наталья Вико…»
«…экстаз самообожания…»
«…образчик дилетантской манерной женской прозы…»
«…Название книги, как вы понимаете, родилось именно отсюда. Оказывается, где-то
что-то на эту тему написал Горький. Типа: «Я заказал Сене дичь…»
«…фильм с безыскусным заголовком «Савва Морозов»…» и т.д.
Это о Савве Морозове, обо мне, книге, документальном фильме с названием «Савва
Морозов: смертельная игра» и о себе… - корреспондент(ка) газеты «Новые
Известия» в отчете о юбилейном вечере…
Через несколько дней после выхода книги, приехав на дачу, я открыла окно, чтобы
проветрить кабинет. В гостиной зазвонил телефон. Положив книгу о С.Морозове на
подоконник, я вышла. А когда вернулась… увидела белого голубя, который,
наклонив головку, сидел на книге, будто пытался заглянуть внутрь черными
бусинками глаз...
В течение трех дней голубь то улетал, то снова возвращался на отлив у окна
кабинета. И даже позволил себя сфотографировать…
Скажете мистика? Возможно. Но ведь мистика - всего лишь то, что неподвластно
рациональному человеческому разуму…
А одной тайной в истории, все-таки, стало меньше! Во всяком случае, для меня
самой…
...