Материалы сайта http://ria.ru/culture/20120215/566135421.html
Выставка, посвященная Савве Морозову, откроется в МХТ
06:43 15/02/2012
МОСКВА, 15 фев - РИА Новости, Мария Ганиянц. Выставку
фотографий и архивных документов, рассказывающую о вкладе Саввы
Морозова в создание Московского художественного театра, откроют к
150-летию со дня рождения мецената 15 февраля в Зеленом фойе театра в
Камергерском переулке, сообщил РИА Новости худрук МХТ им.Чехова Олег Табаков.
"Выставка посвящена жизни и деятельности этого
человека, который сыграл весьма важную роль в истории Московского
художественного театра. C позиции сегодняшнего дня сложно оценить те мотивы,
которыми руководствовался Морозов, но поступки Саввы Тимофеевича были
направлены на то, чтобы Художественный театр встал на ноги, окреп", -
сказал Табаков.
Худрук театра добавил, что и сегодня есть люди, которые
помогают МХТ, причем, делают это исключительно из любви к предмету. "Люди,
которые помогают нашему театру, делают это не потому, что им кто-то указывает,
а потому, что они хотят помогать. Давайте вспомним, что деньги дают
безвозмездно тем, кто успешен и тем, кто не ворует, а лучше, чтобы это
сочеталось", - пояснил Табаков.
Купец-театрал
Савва Морозов - персонаж уникальный в истории России.
Выходец из старообрядческой купеческой семьи, один из самых влиятельных и
продвинутых российских промышленников, миллионер, который экономил, если не на
спичках, то на электричестве, выбрасывая при этом сотни тысяч на
благотворительность.
В 1898 году он вошел в состав Товарищества для учреждения в
Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и
развитие МХТ, заведовал его финансовой частью с 1901-го по 1904 годы, основал в
1901 году и был председателем правления паевого товарищества по эксплуатации
МХТ. Морозов профинансировал и строительство нового театрального здания в
Камергерском переулке. Он лично наблюдал за стройкой все лето, живя в маленькой
комнатке при строящемся театре.
Константин Станиславский так писал о вкладе Морозова в
строительство МХТ: "Савва Тимофеевич был трогателен своей бескорыстной
преданностью искусству и желанием посильно помогать общему делу. Он выстроил
нам на собственные средства новый театр в Камергерском переулке. Девиз, которым
он руководствовался при стройке, гласил: все - для искусства и актера, тогда и
зрителю будет хорошо в театре. Другими словами, Морозов сделал как раз обратное
тому, что делают всегда при постройке театров, в которых три четверти имеющихся
средств ассигнуют на фойе и разные комнаты для зрителей и лишь одну четверть -
на искусство актеров и монтаж сцены".
Стараниями Морозова Московский художественный театр стал
приносить прибыль, но меценат отказался от возмещения сделанных затрат в пользу
артистов.
Гибель мецената
У Морозова было неплохое образование: он изучал химию в
Кембридже. Учебу в университете он совмещал с поездками по текстильным фабрикам
Великобритании, где активно изучал местный опыт. В 1886-м он возглавил Товарищество
Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и К", примерно в это же
время он стал и директором Трехгорного пивоваренного товарищества в Москве. В
1905 году учредил загадочное анонимное общество соединенных химических заводов
"С. Т. Морозов, Крель и Оттман", - есть версия, что эта компания была
связана с военными заказами русско-японской войны.
Стопроцентный капиталист, Морозов первым ввел новаторский
соцпакет для рабочих своих мануфактур, например, оплачивал работницам декретный
отпуск. Он финансово поддерживал революционеров и даже прятал подпольщиков от
арестов у себя на фабрике. Смерть Морозова окутана тайной: до сих пор не
опровергнута версия, что его самоубийство в 1905 году в Каннах, куда он поехал
лечить нервное расстройство, было инсценировано революционерами, которым он
якобы перестал помогать.
На похоронах Морозова его друзья прямо говорили супруге
мецената Зинаиде Григорьевне, что не верят в разговоры о самоубийстве. Да и
сама вдова уверяла, что когда вошла в комнату сразу после выстрела, то окно
было распахнуто, и она видела убегавшего мужчину.
Расследования не было, в том числе и потому, что мать
предпринимателя - Мария Федоровна - которой фактически и принадлежали все
Морозовские фабрики, не хотела марать семейную купеческую честь раскрытием
неприятных для властей фактов.
Впрочем, хоронили Савву Тимофеевича не как
"самоубийцу" за церковной оградой, а по всем правилам на
старообрядческом Рогожском кладбище. Разрешения удалось добиться ссылкой на
нервное расстройство и дурной семейный анамнез - склонность к шизофрении. Масла
в огонь подлило исчезновение страхового полиса на 100 тысяч рублей из стола
Морозова в МХТ, где он хранился, причем, произошло это на следующий день после
его смерти.
Среди версий о последних днях мецената есть и такая, что самоубийство
инсценировал сам Морозов. А сам он, якобы, прожил еще долго под именем дальнего
родственника - Фомы Морозова, с которым Савва был похож внешне и которому
отошла львиная доля имущества покойного.
Современные Морозовы и законы о меценатстве
Несмотря на то, что в сегодняшней России меценатов, вроде
бы, хватает, но личностей, сравнимых по масштабу с Саввой Морозовым - нет.
Адвокат Александр Добровинский считает, что в наши дни меценатство в
большинстве случаев вынужденое.
"Сильным мира сего указывается, что надо делать. В
общем, часто это и не плохо, так как общество еще не поднялось до такого
состояния, что бы без указки это делать", - говорит он.
Иными словами, и покупка Виктором Вексельбергом коллекции
Форбса, включающую знаменитые яйца Фаберже, и приобретение Алишером Усмановым
коллекции Ростроповича-Вишневской, и участие в реставрации театров, в том числе
и Большого театра, а также ввод людей в худсоветы театров и музеев, имеет
добровольно-принудительный характер. "Мы стали свободной страной, но не
стали еще демократической", - пояснил Добровинский.
По его словам, в США развивается правильная система
меценатской поддержки культурных учреждений, при которой быть в совете
директоров музея и почетно, но и обязывает, так как позволяет принимать участие
в закупках и решать, нужен ли тот или иной шедевр музею. Но тогда человек,
который дарит, списывает стоимость дара с налогов.
Меценаты в России поддерживают отдельные культурные проекты,
но это движение лишено системы, говорят чиновники Минкультуры. Замминистра
культуры Андрей Бусыгин рассказал на Российском форуме меценатов о том, что
благодаря таким предпринимателям, как, например, Алишер Усманов и Владимир
Потанин, на поддержку культуры выделяются значительные средства, однако в
условиях отсутствия налоговых льгот в этот процесс невозможно вовлечь компании
среднего уровня.
С ним согласен и зампредседателя думского комитета по культуре
Иосиф Кобзон. "Больно сознавать, что в стране нет закона о культуре. Мы
рассчитывали на добрых людей, но и закон о меценатстве не пропустили", -
рассказал Кобзон РИА Новости.
Савва Тимофеевич Морозов. Биографическая справка06:30 15/02/2012 150 лет назад, 15 февраля 1862 года, родился известный русский промышленник и меценат Савва Тимофеевич Морозов. Савва Тимофеевич Морозов родился 15 (3 по старому стилю) февраля 1862 года в очень богатой старообрядческой купеческой семье, был потомственным почётным гражданином Москвы. Он принадлежал к одной из самых знаменитых фамилий в истории российского предпринимательства. Савва Морозов получил хорошее образование: в 1881 году окончил 4-ю московскую гимназию, учился на физико-математическом факультете Московского университета, где посещал лекции Василия Ключевского по истории, а в 1885 году уехал в Англию, в Кембридж, где изучал химию, работал над диссертацией и одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках. В 1886 году, после болезни отца, вынужден был вернуться в Россию и принять управление делами. Он возглавил паевое Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и Ко", а также Трехгорное пивоваренное товарищество в Москве. Став руководителем Никольской мануфактуры, Савва Морозов много внимания уделялулучшению социально-бытовых и производственных условий рабочих. Он построил для рабочих новые казармы, образцово поставил медицинское обслуживание. Для престарелых рабочих открылась богадельня. Заботился Морозов и о досуге рабочих — в Никольском на средства фабрикантов был устроен парк для народных гуляний, организовались библиотеки, было заложено здание каменного театра. В 1888 году Савва Морозов женился на своей разведенной родственнице Зинаиде Григорьевне Зиминой. Для жены Морозов построил на Спиридоновке, тихой аристократической московской улице, барский особняк с садом (ныне Дом приемов МИД России). Особняк был выстроен архитектором Федором Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле. Дом быстро стал популярным местом. Получить приглашение на прием от супруги Морозова почитали за честь самые высокопоставленные лица города. Сам Морозов не любил эти великосветские салоны, появлялся там редко и чувствовал себя лишним. В предпринимательских кругах Морозов пользовался огромным влиянием: возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, был членом московского отделения Совета торговли и мануфактур и Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности, был избран выборным Московского биржевого общества и оставался им до конца своей жизни. В 1892 году "за полезную деятельность и особые труды по ведомству Министерства финансов" Савва Морозов был награжден орденом Св. Анны 3-й степени, в 1896 году он еще раз удостоился одной из высших наград Российской империи - ордена Св. Анны 2-й степени. Морозов занимался развитием химической отрасли промышленности и на уральских заводах. В начале 1890-х годов он приобрел владения в Пермской губернии, отстроил там заводы и наладил выпуск уксусной кислоты, древесного и метилового спирта, ацетона, денатурата, древесного угля и соли уксусной кислоты. Все эти продукты находили применение в текстильной промышленности. В народе бродили легенды о несметном богатстве Морозова. При этом он был скромен и непритязателен в быту. Он оставил о себе память как щедрый филантроп, занимаясь благотворительностью и жертвуя деньги на строительство приютов и больниц. Велика была помощь Морозова и национальной культуре. Он был горячим поклонником Московского художественного театра, оказывал ему большую помощь, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью. Под его руководством было перестроено здание театра и создан новый зал на 1300 мест. Это строительство обошлось Морозову в 300 тысяч рублей, а общая сумма, издержанная им на МХАТ, приблизилась к полумиллиону. "Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы искусству, но и служить ему со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции, личной выгоды", - так отозвался о Савве Морозове Константин Станиславский. На значке к 10-летию театра было изображение трех его основателей - Станиславского, Немировича-Данченко и Морозова. В начале XX века Морозов стал живо интересоваться политикой. Он поддерживал отношения с лидерами либерального движения, в его особняке на Спиридоновке происходили полулегальные заседания кадетов. Затем революционные взгляды привели его к тесному общению с партией большевиков. На его деньги издавалась газета "Искра", были учреждены первые легальные большевистские газеты "Новая жизнь" в Петербурге и "Борьба" в Москве, проводились партийные съезды РСДРП. Морозов нелегально провозил на свою фабрику запрещённую литературу и типографские шрифты, в 1905 году прятал от полиции одного из лидеров большевиков Николая Баумана. Дружил с Максимом Горьким, был близко знаком с Леонидом Красиным. В феврале 1905 года, когда Морозов задумал провести на своей фабрике крайние преобразования, которые должны были дать рабочим право на часть получаемой прибыли, его мать отстранила его от управления, а события 9 января 1905 года, вошедшие в историю как "Кровавое воскресенье", стали для него настоящим потрясением. Кроме того, у Морозова начались проблемы и в семейной жизни из-за его увлечения актрисой Марией Андреевой. В итоге Савва Морозов фактически отошел от дел, впал в глубокую депрессию и избегал общения. Консилиум, созванный родственниками, поставил ему диагноз: тяжелое нервное расстройство, выражавшееся в чрезмерном возбуждении, беспокойстве и приступах тоски. По рекомендации врачей Морозов в сопровождении жены уехал в Канн. Здесь, 26 мая 1905 года, на берегу Средиземного моря, в номере "Ройяль-отеля" 44-летний магнат был найден мертвым, с простреленной грудью. Согласно официальной версии, Морозов покончил с собой. Многие обстоятельства этого самоубийства до сих пор не ясны. Говорили, что накануне ничто не предвещало трагической развязки - Морозов собирался в казино и был в нормальном расположении духа. Савва Морозов не сразу нашел покой после смерти. Согласно христианским канонам, самоубийцу нельзя хоронить по церковным обрядам. Морозовский клан, используя деньги и связи, начал добиваться разрешения на похороны в России. Властям были представлены путаные и довольно разноречивые свидетельства врачей о том, что смерть была результатом "внезапно наступившего аффекта", поэтому ее нельзя рассматривать как обычное самоубийство. В конце концов разрешение было получено. Тело Саввы Морозова привезли в Москву в закрытом металлическом гробу и похоронили на Рогожском кладбище. Надгробие на его могиле выполнил скульптор Николай Андреев, автор известного памятника Николаю Гоголю.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.
|