Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » ГИМЗ "Горки Ленинские". |
18.04.2012, 07:18 | |
Материалы сайта Т.В.Шубина
Усадьба Горки в ландшафте времени
В состав Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские», помимо Музея-усадьбы «Горки», входят: Музей крестьянского быта конца XIX — начала ХХ века в деревне Горки, постоянная выставка из коллекции Музея «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле», переданная в Горки в 1994 году, и документальная экспозиция «Политическая история России (1917–1924)», размещенная в новом экспозиционном здании, где также находятся два выставочных зала, кинозал и конференц-зал.
Теперь, мне кажется, без отговорки, Вам можно ехать в Горки: ...Верь без красного словца, Что в Горках для тебя и двери настежь и сердца. А.А.Писарев
Долгие годы и в нашей стране, и за рубежом усадьба Горки была известна более всего как место, связанное с именем В.И.Ленина, где глава советского правительства прожил последние годы жизни. Но возросший интерес к русским усадьбам привлекает в этот чудесный уголок Подмосковья все больше людей, для которых Горки — тот сохранившийся островок былой России, где еще можно окунуться в атмосферу старой усадебной жизни. Время пощадило эту усадьбу, судьба ее оказалась более счастливой, чем участь большинства русских загородных поместий. Горки избежали разрушения и варварского расхищения художественных ценностей, их архитектурный облик не был искажен поздними пристройками, а старинный усадебный парк практически не пострадал от стихийных вырубок. До наших дней Горки сохранили не только архитектурно-парковый ансамбль, но и большую часть своей уникальной усадебной коллекции. Горки — одна из старейших усадеб Подмосковья. Эта усадьба, первые сведения о которой относятся к середине XVI в., пережила за свою долгую и богатую событиями историю и периоды взлета, когда строились усадебные постройки и разбивались парки, и времена относительного благополучия, и пору запустения, когда ветшали и разрушались здания, зарастал парк, а усадебная территория продавалась под дачные застройки. В XVI–XIX вв. Горками владели представители таких дворянских и купеческих родов России, как Спасителевы, Наумовы, Белосельские, Трубецкие, Дурасовы, Писаревы, Лопухины, Прокофьевы, Шибаевы, Герасимовы. Часто
менялись хозяева в старой усадьбе, но не суждено ей было погибнуть или
окончательно заглохнуть. В Это был сильный удар по самолюбию гордой и независимой женщины. Зинаида Григорьевна, стараясь найти выход из создавшегося положения, круто меняет прежний открытый, полный встреч, балов и приемов, образ жизни. Она продает свой роскошный особняк на Спиридоновке, оставляет загородное имение Покровское-Рубцово старшему сыну Тимофею и уезжает в Горки. В этом уютном уголке Подмосковья, вдали от светской суеты и сплетен, в хлопотах по обустройству новой усадьбы она пытается обрести душевное спокойствие и начать новую жизнь. Зинаида Григорьевна открыла новую и самую яркую страницу в истории старинной усадьбы. Последней хозяйке удалось создать в Горках новый для России тип буржуазного поместья, где были успешно учтены все новейшие достижения и требования времени. И это, как покажут дальнейшие события, во многом способствовало тому, что Горки, пережив все трудные времена в истории страны, не только сохранились, но и смогли стать одним из интереснейших музейных памятников русской усадебной культуры XIX – начала ХХ в. Для реконструкции усадьбы Зинаида Григорьевна пригласила знаменитого русского зодчего Ф.О.Шехтеля, по проекту которого центральный ансамбль усадьбы, построенный в первой половине XIX в., перестраивается. Изменился не только внешний облик зданий, декор фасадов которых приобрел неоклассический характер, иным становится и убранство интерьеров, где современный комфорт гармонично сочетался с атмосферой старой дворянской усадьбы. Главные усадебные здания, с электрическим освещением, центральным отоплением, водопроводом и канализацией, оборудуются ванными комнатами, новейшее техническое оснащение для которых приобретено в Англии. Для усадьбы, имевшей телефонную связь, закупаются лучшие телефонные аппараты того времени — шведской фирмы «Эриксон», а в убранстве комнат использовались предметы мебели, художественные полотна и изделия декоративно-прикладного искусства XVII – начала ХХ в., частично привезенные З.Г.Морозовой-Рейнбот из особняка на Спиридоновке и загородной усадьбы Покровское-Рубцово, частично — приобретенные и изготовленные на заказ специально для новой усадьбы в лучших магазинах и мастерских Москвы и Петербурга. Преобразился и старинный парк усадьбы. В парковую композицию, которая строилась исключительно на сочетании местных пород деревьев (липы, вяза, дуба, клена и березы), вводятся голубые ели, пихта и кедр, что придало парку необыкновенную яркость во все времена года и особую выразительность осенью и зимой. На смену деревянным резным беседкам, мостикам, калиткам и качелям пришли каменные архитектурно-парковые сооружения в виде балюстрад, беседок — «миловид», грота и мостиков, украшенных перилами из балясин. Размещенные в парке с большим вкусом, они органично вписываются в пейзаж, дополнив, но не затенив его. В духе нового времени в парке были устроены теннисный корт и крокетная площадка. На парадном дворе усадьбы сооружается фонтан с бассейном, окруженный цветником, а со стороны обрыва пейзажного парка площадка двора огораживается полукруглой балюстрадой с декоративными вазами. Ограждение террас и балконов главного дома и флигелей в форме балясин является элементом декора и вместе с балюстрадой двора создает своеобразный эффектный орнаментальный пояс. В результате реконструкции архитектурно-парковый ансамбль Горок приобрел облик великолепной неоклассической усадьбы в духе русского классицизма рубежа XVIII–XIX вв. Однако новая хозяйка Горок, будучи человеком умным, предприимчивым и прогрессивно мыслящим, вкладывает деньги не только в реконструкцию архитектурно-паркового ансамбля. Усадьба в Горках — наглядный пример хозяйства, где роскошь обращается в рациональное богатство. В северо-восточной части усадьбы, за пределами парка, Морозова-Рейнбот выстроила современный хозяйственный комплекс, который за короткое время ей удалось превратить в многоотраслевое рентабельное хозяйство. Усадьбу в
Горках не постигла печальная участь большинства поместий, которые после
октябрьских событий были разграблены или разрушены. Зинаида Григорьевна смогла
организовать своих работников на охрану усадебного хозяйства и не допустить разгрома.
В марте З.Г.Морозова-Рейнбот вынуждена покинуть усадьбу. Однако, пользуясь лояльным отношением к ней со стороны своих бывших работников, она не теряет связи с ней, постоянно бывает в Горках и надеется получить разрешение на аренду хозяйства. Это позволило бы ей проживать в усадьбе и влиять на ее дальнейшую судьбу. Она добивается приезда в Горки Комиссии по охране памятников искусства и старины, которая, обследовав усадьбу, выдает Морозовой-Рейнбот удостоверение в том, что «дом с художественно-исторической обстановкой в нем» является национальным достоянием и находится под охраной Комиссии. Власть заняла в отношении бывшей владелицы жесткую позицию: Морозовой не только отказано в праве проживать в усадьбе, она едва избежала ареста, решение о котором было принято на заседании Мосгубземкома. Зинаида Григорьевна уезжает в Москву и больше никогда не вернется в Горки. Однако
наладить дела в хозяйстве, которое считалось перспективным, Московскому
губземкому не удалось. К осени Видя, что на
глазах разваливается прекрасно налаженное и некогда эффективно работающее
хозяйство, бывшие рабочие усадьбы решили взять дело в свои руки и вместо
совхоза создать коммуну. Воспользовавшись приездом в Горки в сентябре Планы по
реорганизации хозяйства и развитию всех его отраслей у коммунаров большие, но в
первую очередь они обратили свое внимание на главные усадебные постройки с
находившимся там имуществом. 2 ноября К весне На этот
период приходятся и первые серьезные утраты усадебной коллекции. В ноябре Дальнейшую
судьбу усадьбы определил приезд в Горки В.И.Ленина: именно этот приезд, а в
дальнейшем Горки становятся постоянным местом отдыха и лечения главы
государства, спас усадьбу от забвения, а коллекцию от разорения. Ленин впервые
приезжает в Горки в сентябре Известно, что члены семьи Ульяновых бережно относились ко всему, что окружало их в Горках. Многих приезжавших к ним удивляло то обстоятельство, что вся обстановка в доме, вплоть до царских портретов и фотографий бывшей хозяйки на стенах, оставалась такой же, как при прежних владельцах. Особенно, казалось, должна раздражать Владимира Ильича обстановка в его комнате: белая с позолотой будуарная мебель, зеркала между окнами. Но В.И.Ленин уже в первый свой приезд попросил, чтобы никаких перестановок в доме специально для него не делали, подчеркивая этим, что его дом — это скромная кремлевская квартира, а свое пребывание в Горках, являвшихся государственной собственностью, он считал временным, как в доме отдыха или в санатории. Несмотря на утраты этого периода, большая часть имущества осталась в усадьбе, и на нее, благодаря присутствию в Горках семьи Ульяновых, никто больше не посягал. После смерти
В.И.Ленина в В 1930-е гг.
Горки постепенно меняют свой прежний облик. Основные здания усадьбы с
находившимся там имуществом стояли в крайне запущенном состоянии. Большой дом,
Северный и Южный флигели нуждались в капитальном ремонте, предметы обстановки,
часть которых была выброшена на чердак, — в срочной реставрации. Сгорела
усадебная церковь, в которой еще в 1920-е гг. разместился молодежный клуб. В
парке, который никем не охранялся, вырубаются деревья и кустарник. В этот
период на территории Горок располагалось несколько учреждений: совхоз «Горки
ВЦИК», Школа-интернат памяти В.И.Ленина, санаторий для ответственных работников
МК ВКП(б), организованный здесь в В Однако именно на этот период пришлись наибольшие утраты усадебного собрания. План музейной экспозиции, согласно которому в комнатах Северного флигеля и Большого дома восстанавливалась бытовая обстановка на период пребывания Ленина в Горках, не был утвержден комиссией ЦК ВКП(б). Было принято решение восстановить мемориальную обстановку только в трех комнатах Большого дома, в остальных — документальную экспозицию, посвященную жизни и деятельности В.И.Ленина в Горках. Идеологическая направленность проводимой работы отрицательно сказалась как на судьбе усадебного собрания, так и на способе его экспонирования. В результате около 600 предметов усадебной коллекции не вошли в экспозицию музея. Отсутствие фондохранилища (музейные ценности размещались в подвалах Большого дома, где влажность достигала 90%) и специалиста для работы в фондах решило судьбу большей части экспонатов. 196 предметов декоративно-прикладного искусства, живописи, а также личные вещи семьи Морозовых в итоге были переданы Государственному Историческому музею, посуда и вазы — в хозотдел Управления делами ЦК ВКП(б), около 50 предметов мебели, посуды и фарфоровых изделий — семье Д.И.Ульянова для новой дачи в Кунцеве, остальные — пополнили фонды Центрального музея В.И.Ленина. Оставшаяся
часть усадебной коллекции была сохранена, отреставрирована и частично вошла в экспозицию
музея, развернутую в Большом доме усадьбы. Экспозиция занимала восемь комнат из
одиннадцати. И только в столовой, кабинете и комнате Ленина была восстановлена
прежняя обстановка. Стенды с ксерокопиями документов о жизни и деятельности
Ленина, несколько картин, светильников и мебель, большая часть которой покрыта
чехлами, — такой была экспозиция Дома-музея В.И.Ленина в Горках, открывшего
наконец свои двери для посетителей в феврале Однако в
марте В В настоящее время коллекция Музея-усадьбы «Горки» насчитывает более шести тысяч уникальных предметов мебели, живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, которые, отражая черты жизни далекого прошлого, делают это прошлое для нас более доступным и осязаемым. В последние годы научными сотрудниками была проделана огромная работа по атрибуции предметов усадебной коллекции, неоценимую помощь в которой нам оказали сотрудники Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII в.». Итогом этой плодотворной работы стало издание альбома «Музей-усадьба "Горки”» и его коллекция». Работа по поиску утраченного, сбору данных об истории усадьбы и ее владельцах, а также по совершенствованию усадебной экспозиции является в настоящее время приоритетной для сотрудников заповедника. Актуальной задачей музея является пересмотр некоторых положений его концепции. Необходимо найти в экспозиции гармоничное сочетание мемориальной темы с темой усадебной культуры и художественным собранием. Так, по одному из вариантов возможно перенесение центра тяжести ленинской тематики в музейно-выставочный комплекс с сохранением нескольких мемориальных комнат в Большом доме и Северном флигеле. Специального акцента заслуживает «техническое наследие» усадьбы — раритетные телефонные аппараты, сантехническое оборудование и система энергоснабжения. Настоящей музейной звездой является и уникальный «роллс-ройс» на гусеничном ходу. Несомненно, затрудняет развитие заповедника то обстоятельство, что парк усадьбы находится в ведении другого пользователя. И наиболее очевидная и болезненная проблема — несанкционированное коттеджное строительство в охранных зонах усадьбы. Восстановление интерьеров Горок на начало ХХ в. должно переломить сложившееся предубеждение в отношении к этой великолепной усадьбе, интересной не только тем, что волею судеб она стала последним пристанищем первого вождя Советского государства.
Посетители откроют для себя новые Горки — настоящую русскую усадьбу, которая до наших дней сохранила не только свой архитектурно-парковый ансамбль, но и уникальные подлинные интерьеры, содержащие настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства!
Публикацию подготовил С.Леонов
ГИМЗ «Горки Ленинские». 142712, Московская обл., Ленинский район, Горки Ленинские. Телефон: 548-94-95, факс: 548-93-09, 548-90-78
Большой дом усадьбы ГоркиЗ.Г.Морозова. Фотография конца XIX векаГостиная в Большом доме. 1910-е годыНеизвестный художник первой половины XIX века. Портрет неизвестной с цветами в прическе. Холст, маслоПредметы столового сервиза с изображением веток сухоцвета. Германия. Дрезден. Фабрика Виллеруа и Бох. Начало XX века. Фаянс, подглазурная росписьВаза со стилизованным растительным декором. Западная Европа. Начало XX века. Керамика, росписьВаза парная в форме амфоры с ручками в виде львиных голов и золоченым орнаментом в стиле ампир на коричневом фоне. Франция. Первая четверть XIX века. Фарфор, надглазурное матовое крытье, позолота, цировкаНастольное украшение с фигурой амура и рогом изобилия. Франция. Париж. Фабрика Даготи. Первая четверть XIX века. Бисквит, матовое крытье, позолотаНеизвестный автрийский художник XVIII века. Пейзаж. Холст, маслоВаза парная кратеровидной формы с бронзовыми ручками в виде лебедей в бронзовой монтировке. Россия. Начало XX века. Бесцветное стекло, гранение, шлифовка, бронза, литье, золочениеКабинет в Большом доме. 2006Стол туалетный. Россия. Начало XX века. Массив сосны, шпон груши, резьба, фанеровка, полировка, полотно зеркала. Стиль модернДиван. Россия. Начало XX века. Массив сосны, шпон карельской березы, черное дерево, точение, интарсия, фанеровка, полировка. Стиль неоклассицизмСтол туалетный. Германия. Мейсен. Вторая половина XIX века. Массив сосны, шпон розового дерева, фарфор, надглазурная роспись, бронза, литье, золочение, полотно зеркалаСтол. Россия. Первая четверть XIX века. Массив березы, шпон красного дерева, шпон черного дерева, резьба, позолота, фанеровка, полировка, бронза, литье, золочение. Стиль ампирКомната В.И.Ленина в Большом доме. 2006Люстра. Россия. С.-Петербург. 1820-е годы. Бронза, литье, огневое золочениеАрхитектурный ансамбль усадьбы Горки. 2006 | |
Просмотров: 597 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |