Главная » Файлы » Горки Ленинские. » Деревни. Усадьбы. |
14.04.2012, 08:42 | |
Г.А. Наумова Деревня Чурилково и усадьба Дугино Из книги "Прогулки в
окрестностях Горок". М., 2006 В приходе церкви Воскресения Христова с. Колычева
находилась небольшая, ничем не примечательная д. Чурилково, в которой к концу
ХVII в. было всего 11 дворов. Деревня располагалась на левом берегу р. Пахры в
окружении лесов, изрезанных покосными полянами и глубоким Дугинским оврагом. Земли, на которых расположены д. Чурилково и соседнее
поселение Дугино, были освоены человеком давно – около тысячи лет назад, о чем
свидетельствуют сохранившиеся курганы ХI-ХIII вв. В период древнерусского
государства «на Дугинском овраге» был погост - это один из древних типов
поселения на Руси. Историк С.Б. Веселовский дает следующее объяснение погостам:
«"Погост” происходит от слова ”гость”». В древнерусском государстве и позже,
в период образования централизованного государства, «гостем» называли приезжего
издалека торгового человека. В древние времена торговля была в их руках и
носила сезонный характер. Места, где в определенные времена года происходили
торжища, назывались «погостами»». Вероятнее всего, торги происходили в
привычных местах, где обычно проводились народные сходки и языческие мольбища.
С принятием и распространением христианства на погосте стали ставить церковь, и
погост приобрел значение церковного прихода. Затем погост перешел в разряд
«пустошей» (пустой, незаселенный, невозделанный участок земли). Как пустошь Дугино
просуществовало до второй половины ХIХ в., т.к. ни в «Указателе Селений и
жителей Уездов Московской губернии» Нистрема, ни в «Списках населенных мест по
сведениям Дугино возродилось в начале 1870-х гг. благодаря
московскому купцу 1-й гильдии Василию Ефремовичу Мещерину, владельцу
Даниловской мануфактуры, комиссару Городской Казны. Первоначально это была небольшая красильная фабрика по
отделке и ручной набивке различных тканей и платков в Даниловской слободе в Москве.
Важной вехой в жизни предприятия стал Семья Мещериных в Москве проживала в Пятницкой части,
в приходе церкви Черниговских Чудотворцев, в собственном доме. В начале 70-х
гг. ХIХ в. глава семьи заключил договор с крестьянами Островской волости
Подольского уезда об аренде земельного участка, где и начинает строительство
загородной дачи. «Судя по фотографии 1900-х годов с изображением одного из фрагментов
дома, - пишет известный искусствовед Т.П. Каждан, - можно догадываться об
эклектическом убранстве его фасадов»101. ( Фото № 50) Впрочем, достроить дом
В.Е. Мещерину не удалось – в 1880 году он скоропостижно скончался в 47 лет.
Усадьба в дальнейшем благоустраивалась под руководством его вдовы, Марии
Яковлевны Мещериной, потомственной почетной гражданки и их старшего сына
Николая, которому в то время было 16 лет. Он мало занимался делами отца,
вопросы коммерции и производства его не привлекали, несмотря на то, что Н.В.
Мещерин учился в Московской Практической академии коммерческих наук, основанной
московским купечеством. Его привлекала живописная природа Подмосковья: светлые
березовые леса, река Пахра, размеренная деревенская жизнь. Он подолгу жил в Дугине,
которое «не променял бы на все чудеса света». Здесь начал заниматься живописью. Усадьба представляла собой двухэтажный каменный дом,
окруженный парком, который по пологому берегу спускался к реке. В состав имения
входили разного рода хозяйственные постройки: конюшня, рига, амбар, сараи,
теплица и прочее. В Памятной книге Московской губернии на Дугино служило своим хозяевам не столько доходным
имением, сколько удобным и приятным загородным домом для отдыха и приема
гостей. «Гощу я у одного приятеля художника Мещерина в имении. У него
великолепная мастерская, живет здесь сам, с женой, а летом его братья, дети,
родственники, словом человек 20 за столом – это норма, а бывает и 40», -
писал И.Э. Грабарь из Дугина в августе Н.В. Мещерин не сразу пришел к занятиям живописью,
«что-то неуклонно влекло его в область эстетики, но он никак не мог найти своей
настоящей дороги: то он разводит по своим рисункам сад у себя в имении, то
занимается фотографией, то делает картины из трав и сушеных цветов». Наконец, его устремления определились, и всю
последующую свою жизнь он посвятил живописи, «изображению простой русской
природы». Первые свои работы: «К весне», «Осина», «Поздняя осень», «Теплый
весенний день», «Сирень» и др. - Н.В. Мещерин представлял на выставках
Товарищества передвижных художественных выставок. Позднее он активно участвовал
в работе выставок, проводимых «Союзом русских художников» и «Миром искусств» в
Москве и Петербурге. Его творческими наставниками можно считать живописцев М.Х.
Аладжалова, В.В. Переплетчикова, А.М. Корина, которые часто бывали и работали в
Дугине. «Часто бывал у нас Мещерин, который брал уроки живописи у
папы, - впоследствии вспоминала дочь А.М. Корина Наталья Алексеевна, - Они
также дружили и часто ездили к Мещерину в имение Дугино, где вместе писали
этюды». А.М. Корин был видным художником Московской школы живописцев.
Являясь разноплановым художником, он замечательно писал жанровые картины, делая
к ним множество карандашных зарисовок, а сюжеты Алексей Михайлович брал из
повседневной жизни русской деревни. Много работал в Дугино у Мещерина и М.Х.
Аладжалов, его приятель и наставник: «Аладжалов уехал на этюды, когда стояли
ещё 20-ти градусные морозы и с тех пор всё пишет...» М.Х. Аладжалов ученик
А.К. Саврасова и И.М. Прянишникова преподавал в Строгановском училище.
Художники ценили его «за чувство поэзии, за его ощущение природы...» Художников привлекала симпатичная личность Николая
Васильевича, его желание помочь. С.С. Голоушев, главный московский критик,
писавший под псевдонимом Сергей Глаголь, сам художник и человек близкий к
художественным кругам Москвы, заметил, что Мещерин был «близок сердцу
художников»108. В Дугино всё располагало к творчеству: обаяние и радушие семьи
Мещереных, материальные возможности, и наконец, русская природа: тёмные леса и
весёлые перелески, зори, догорающие над лугами, закаты над рекой, тонкий звон
колокольчиков пасущегося стада, омуты и заводи, ржаные поля, прихотливо
вьющиеся просёлочные дороги, ночное небо... В непринуждённой атмосфере
Дугинского дома свободно развивались их искусство и талант. Здесь были написаны
многие замечательные произведения и среди них полотна, которые имеют не только
художественную, но и историческую ценность, т. к. сохранили для нас виды
окрестностей и поселений. Среди них: «Зимой в лесу» В.В. Переплётчикова, «Дали»
и «Весна в деревне. с. Колычёво» М.Х. Аладжалова, «Сирень. Скамья» и «Парники.
Дугино» А.М. Корина, «Пейзаж у деревни Расторгуева» В.Н. Мешкова, «Летний
вечер» А.П. Васнецова и другие. «Последние две зимы провел в Дугине с И.Э. Грабарем, -
писал в В 1905-1913 гг. у художника наступил период увлечения
историей искусства. Он создал ряд монографий о творчестве И.Е. Репина, И.И.
Левитана, В.А. Серова и других русских художников, был инициатором издания,
редактором и автором важнейших разделов «Истории русского искусства». «Грабарь
погружен в работу по истории искусства», - писал в письме к В.Н. Домогацкому из
Дугина Н.В. Мещерин. Об этом свидетельствует и многочисленная переписка И.Э.
Грабаря с издателями, архитекторами, художниками, искусствоведами. (Фото №№
56-57) И.Э. Грабарь был влюблен в Дугино, его природу: «Я в первый же день
проехался, чтобы ознакомиться с окрестностями Дугина, которыми остался очень
доволен, особенно обилием берез. Это странное дерево, единственное среди всех
белое, редко встречающееся на Западе и столь типичное для России, меня прямо
завораживало», а в одном из писем к М.В. Добужинскому он писал: «Я совсем
пьян сегодня от воздуха, солнца, весны и деревни. Просто в угаре от
красоты». Дружеские отношения с Н.В. Мещериным и его семьей впоследствии
переросли в родственные: «Конечно я застрял и на вторую зиму, на второй,
третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из старейших
дугинских аборигенов»114. В апреле На творчество Н.В. Мещерина оказала большое влияние
постоянная работа на природе рядом с художниками разных направлений, такими как
А.М. Васнецов, И.Э. Грабарь, И.И. Левитан, С.В. Малютин, А.С. Степанов, А.М.
Коровин, В.А. Серов и другие. Он усердно работал над этюдами и картинами,
стараясь писать «с настроением». В его работах преобладают пейзажи на различные
темы: оттепель, ранняя весна, первый снег, опушка леса, сирень и т.п. «А дожди
сменились грозами. Очень хороша растительность вообще. Работаю немного и
усердно, утешаюсь граммофоном. Люблю очень музыку, а на безрыбье и рак
рыба», - писал Николай Васильевич в письме из Дугина скульптору В.Н.
Домогацкому. Свои работы Николай Васильевич выставлял в Москве, Петербурге, Вологде,
Киеве и других городах на периодических выставках «Союза русских художников» и
«Мира искусства». Сюжеты для них он брал из повседневной жизни русской деревни.
(Деревенская страда. «Талантливый и тонкий художник-лирик,
человек большой поэтической настроенности», - такова оценка творчества Н.В.
Мещерина современниками. «В годы империалистической войны члены «Союза русских
художников» организовали благотворительные выставки «Художники Москвы – жертвам
войны». 50 процентов от продажи картин шли на оказание материальной помощи нуждающимся,
также и суммы от продажи входных билетов и проч. в пользу раненых»118,- отмечал
в своих записных книжках, хранящихся в литературном архиве, художник В.В.
Переплетчиков, близкий друг Н.В. Мещерина, его товарищ по учёбе в Императорской
Московской Практической академии коммерческих наук, известный московский
пейзажист, ученик В.Д. Поленова и И.И. Левитана, частый гость его загородного
имения. (Фото № 63) В Дугине у Мещерина сформировалась замечательная коллекция из его собственных работ и картин его близких друзей – художников М.Х. Аладжалова («Летом», «Колокольня в снегу», «Зима»); В.Е. Борисова-Мусатова («Колонна с синей гирляндой» - этюд); С.А. Виноградова («Чайный стол»); Н.А. Тархова («Улица большого города во время дождя»); А.М. Корина («Художник Н.В «Мещерин перед мольбертом»); С.Ю. Жуковского («Яблони в цвету»); Л.О. Пастернака (Портрет Л.Н. Толстого); В.В. Переплетчикова («Речной берег зимой», «Оттепель»); П.И. Петровичева («Опушка леса при закате»); В.И. Соколова («Лес осенью»); И.Э. Грабаря («Весенний поток», «Карусель») и т.д. После смерти Н.В. Мещерина его собрание унаследовала А.И. Горячева-Мещерина. Многочисленная семья Мещериных, живя в Дугине,
занималась благотворительной деятельностью. В Н.В. Мещерин скончался в Дугино оставило свой заметный след в истории
отечественного искусства. В | |
Просмотров: 1763 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |