Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Ям. » Ям.

Наумова Г.А. Село Ям. Из книги "Прогулки в окрестностях Горок". М., 2006.
14.04.2012, 07:47



Г.А. Наумова 

Село Ям

Из книги "Прогулки в окрестностях Горок". М., 2006.

 

Территория окрестностей Горок осваивалась трудом землепашцев - крестьян (это название за ними утвердилось, по мнению академика С.Б. Веселовского, не ранее ХV в.), которые жили в мелких деревнях, разбросанных по лесным полянам. В условиях большого земельного простора они имели возможность селиться там и так, как они предпочитали. Возникновение мелких деревень-хуторов прекратилось после лишения крестьян права отказа и выхода, т. е. перехода от одного владельца к другому, а вместе с тем и возможности выбора места и условий поселения. Землевладельцам было невыгодно расселение крестьян в мелких деревнях, т. к. не давало им возможности ввести нормы земельных владений и повинностей. Они стали собирать их в своих селах и сельцах возле господского двора. Прекратилось возникновение деревень старого типа, стали образовываться новые поселения. Этот переход от одного типа к другому был весьма длительным.

Изменение характера селений, в сущности, было лишь внешним проявлением глубоких перемен в социальной и экономической жизни, во всём строе сельского хозяйства и в быте населения.

Большая часть ныне существующих селений края древнего происхождения. Отзвуки далёкого прошлого сохранились в названии большого села Ям, расположенного на Каширской дороге на р. Пахре. «Первоначально село существовало под названием Пахра. Строительство в нём церкви во имя святых мучеников Флора и Лавра, а также основания ямщицкой слободы и обусловило появление нового названия села: Флоровский ям. Под этим же названием село упоминается в писцовой книге 1623 г. Ко времени Генерального межевания XVIII в. термин ям, как определяющий тип селения, выходит из употребления, но остаётся в составе названия как его элемент. На межевой карте Никитского уезда 1784 г. надписано село Старопахорское, Фроловский Ям тож. Ко времени составления Списка населённых мест 1862 г. старым становится уже название Фроловский Ям, а Пахра, как совсем уж устаревшее название, упоминается лишь на втором месте в скобках: Старо-Фроловский Ям (Пахра). В изданиях начала XX в. уже только Старый Фроловский Ям, затем Старый Ям и только с 1977 г. просто Ям». В ХIV-ХV вв., находясь на южной окраине Московского княжества, оно сыграло важную роль в заселении Подмосковья. Когда московские князья получали великокняжескую власть, на них всей тяжестью ложилась ответственность за уплату ханам Золотой Орды дани со всего великого княжения и обязанность поддерживать постоянную связь с ней. Для приема различных «агентов» ханской власти московские князья создавали ямские слободы и содержали большое количество ямщиков, тележников, колесников, седельников и других деловых людей. В официальных документах ям, как повинность, впервые упоминается в ярлыке (в XIII-XV вв. на Руси грамота, письменный указ хана Золотой Орды) за первое августа 1267 г. хана Менгу-Тимура. Современный исследователь российского почтового дела А.Н. Вигилев в своём обширном труде «История отечественной почты» отметил, что слова «ям» и «ямщик» пришли на Русь вместе с татаро-монгольскими завоевателями. Термин «ямщик» по звучанию сходен с тюрским «ямчи» (почтовый смотритель), а ещё больше с персидским «ямджик» (гонец). Каширский тракт начинался у Котлов и проходил через Флоровский Ям, жители которого были обязаны в качестве повинности предоставлять для княжеских и государственных нужд подводы, поддерживать порядок на дороге.

Село Ям издавна славилось своими ямщиками, перевозившими грузы, пассажиров, почту. Ямщики (гонщики, как они назывались официально) выбирались из жителей села в присутствии односельчан, приводились к крестному целованию и давали обязательство «ямскую гоньбу гонять с прежними охотниками в ряд, а на кабаке не проживаться и зернью (в кости) и в карты не играть и никаким воровством (преступлением против государства) не заниматься, и никуда не забежать, и ямской гоньбы жеребьев своих в пусте не покинуть». Ямщиками выбирали наиболее грамотных крестьян. Жили они значительно лучше своих односельчан. Указом 1556 года Иван Грозный освободил ямщиков от повинностей.

Ямскому стану в селе, помимо земельного участка, согласно «государеву уложению» были выделены пашни, луга и лесные угодья. Села обязаны были снабжать гонщиков хлебом и сеном.

Ямской двор представлял собой жилую избу, к которой примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: тележки, сани, хомуты, сбруя. Во дворе находилась изба, где останавливались проезжие люди, а также изба для ямщиков. В приезжей избе можно было купить съестные припасы, выпить чаю, закусить. Подавали «ковригу хлеба и варево с свежиной (говядина), яичню». Пассажиры, входя, говорили: «Что есть в печи все на стол мечи, на шестке не устуживай, едоков не останавливай, напой, накорми, с голоду не умори». В свободное от гоньбы время ямщики занимались подсобными промыслами: «сдавали ямские угодья крестьянам за денежный или хлебный оброк», продавали проезжим съестные припасы. Занимались также добычей и вывозом белого камня.

В 1711 г. ямской приказ был упразднен, а ямы заменены почтовыми станциями, где останавливались путники, которые меняли или брали свежих почтовых лошадей. С этого времени любой свободный гражданин получил право путешествовать на почтовых лошадях без подорожной. На курьерских и почтовых лошадях под дугой вешали колокольчики, которые отливали из колокольной бронзы. Делали их во многих городах России, но особенно славились своим чистым звуком, колокольчики, изготовленные в селе Валдай. Каждая тройка имела свой, только ей присущий голос.

 

Ах, колокольчик, колокольчик!

Когда и над моей дугой,

Над тройкой ухарской, лихой

Ты зазвенишь? Когда дорога,

Широкой лентой раскатясь,

С своими пестрыми столбами

И с живописностью кругом,

Меня, мой колесистый дом,

Мою почтовую телегу,

К краям далёким понесёт?

Ф.Н. Глинка. К почтовому колокольчику

 

В первой четверти ХIХ в. в с. Ям было построено каменное двухэтажное здание почтовой станции с подсобными и жилыми помещениями. Постройка располагалась непосредственно у Каширской дороги, в центре села. Она представляла собой кирпичное здание с белокаменными деталями, выстроенное в стиле позднего классицизма. Простое и скромное убранство подчеркивало его сугубо утилитарное назначение. Встречал и обслуживал путников начальник станции или станционный смотритель. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или, по крайне мере, муромским разбойникам. Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда. Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель». Он обязан был следить, чтобы все постройки находились в порядке, чтобы было необходимое количество лошадей, вся конская сбруя, повозки и т.п. Ему разрешалось продавать все необходимое проезжим, пускать на ночлег в почтовые станции людей любых званий.

Извозный промысел оставил заметный след в истории с. Ям, а здание почтовой станции и сейчас стоит у дороги и как памятник охраняется государством. 

Силами ямщицкого общества в селе в XVII в. была построена церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которые почитались на Руси как покровители домашнего скота и особенно лошадей. Прежде эти святые были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме. Описание этого храма встречается в писцовых книгах уже за 1627 и 1628 гг. Известно, что в начале ХVII в. он был деревянный и находился на самом берегу Пахры по Каширской большой дороге. Частые разливы реки с течением времени подмывали берег, на котором находился храм, и последнему угрожало падение. В силу этого, в 1791 г. на новом, более высоком месте, вместо прежнего, деревянного, был построен новый, белокаменный храм, с трапезной и двумя приделами во имя святых апостолов Петра и Павла и святого Николая. В таком виде церковь просуществовала до середины ХIХ в. Из материалов обследования Подмосковных усадеб, монастырей и церквей, проводившегося сотрудниками подотдела реставрации в 1918-1920 гг. известно, что в церкви во имя святых Флора и Лавра находилась интересная икона Иоанна Богослова 1742 г. В начале 50-х годов ХIХ столетия крестьянин Иван Степанов из села Пахрина, известный московский юродивый, на щедрые пожертвования его попечителей и благотворителей решил построить вместо старого новый храм Флора и Лавра. По плану архитектора Н.Н. Елагина, окончившего в 1843 г. Московское дворцовое архитектурное училище, была выстроена новая колокольня и обширная трапезная с двумя приделами. Один, Петропавловский, был освящен в 1857 г. преосвященным Алексием, бывшим епископом Дмитровским, а другой, Николаевский, – в 1860 г. Владыкой митрополитом Филаретом, который лично знал Ивана Степанова. Смерть старца в 1865 г. прервала строительство, а продолжателей начатого им дела не нашлось. Только спустя 30 лет, благодаря стараниям настоятеля храма о. Никитина, приступили к окончательному устройству, но уже по проекту Епархиального архитектора С.В. Крыгина, спроектировавшего для Московской губернии множество церквей в разных уездах (Бронницком, Звенигородском, Волоколамском и других). Старо-Ямской храм строился несколько лет. 23 августа 1898 г. был торжественно освящен главный престол во имя святых мучеников Флора и Лавра. Освещение было совершено отцом Сироткиным, местным благочинным (благочинный – помощник епископа, выполняющий административные обязанности) совместно с десятью священниками, при участии диакона Московского Успенского собора Уварова и пении хора певчих господина Васильева. Московские Церковные ведомости писали: «Отрадно было смотреть на благолепный, обширный, более чем на 1000 ч. храм, иконостасы которого, поставленные все три в ряд, блещут позолотою, а стены украшены искусною живописью».

После долгих лет запустения в 1990 г. церковь в с. Ям вновь была освящена и началась ее реконструкция. В настоящее время это один из самых посещаемых храмов.

С появлением железной дороги необходимость в почтовых станциях отпала, они стали историей. Село Ям по-прежнему оставалось одним из самых крупных и богатых селений Подольского уезда. Во 2-ой половине ХIХ в. оно принадлежало Дворцовому Ведомству, в нем проживало 924 человека, здесь находилось Домодедовское сельское правление.

В новый исторический период, в эпоху интенсивного развития рыночных отношений, с. Ям являлось торговым центром Домодедовской волости, где проводились ежегодные ярмарки, собиравшие множество жителей из окрестных селений. Эти яркие, веселые торги посещали известные московские художники И.Э .Грабарь, А.С. Степанов, В.В. Переплетчиков, С.А. Виноградов, К.А. Коровин и другие, которые гостили у живописца Н.В. Мещерина, владельца усадьбы Дугино. В дни работы ярмарки устраивались народные гулянья, работала карусель. 

Жители Ям на протяжении года торговали продуктами и съестными припасами, которые выращивали у себя в огороде и производили в своих крестьянских хозяйствах. Например, житель села В.С. Горбачёв устраивал ежегодные овощные торги.

В 1910-е гг. в с. Старо-Фроловский Ям находился церковно-приходской попечитель, две школы, волостное правление, квартира урядника, казенная винная лавка, трактир, фабрики Митюкова и Жукова, действовали медицинский пункт и училище.

Семен Яковлевич Жуков, бывший крестьянин д. Барыбино, а впоследствии московский купец, проживал в Неглинном проезде, напротив Малого театра. В 1901 г. основал в селе Старо-Фроловский Ям фабрику по производству фарфоровых цветов, в 1907 г. построил фабричное новое здание. Из прошения С.Я. Жукова, направленного в строительное отделение Московского губернского Правления известно, что фабрика располагалась на расстоянии «от местной церкви 190 сажень, а от училища 130 сажень». Постройка здания производилась под надзором и руководством московского архитектора В.Ф. Жигардловича (построил в Москве церковь Серафима в Серафимо-Саровской обители в Кунцеве; доходные дома: ул. Арбат, 49, Лихов переулок., 2; особняк в Староконюшенном переулке., 16 и другие)60. В 1912 г. на фабрике работало 44 человека, и годовой доход составлял 22 тыс. руб.61 После Октябрьской революции 1917 г. оборудование и материалы были описаны, а само здание передано местной власти. Долгие годы в нём размещалась школа. В настоящее время здание находится в частном владении.


 

Категория: Ям. | Добавил: Пахра | Теги: ленин, Видное, Морозова З.Г., Храм Флора и Лавра, Наумова Г.Н., заповедник, Село Ям, горки, Горки Ленинские
Просмотров: 1037 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: