Главная » Файлы » Ям. » Ям. |
14.04.2012, 07:47 | |
Г.А. Наумова Село Ям Из книги "Прогулки в
окрестностях Горок". М., 2006. Территория окрестностей Горок осваивалась трудом
землепашцев - крестьян (это название за ними утвердилось, по мнению академика
С.Б. Веселовского, не ранее ХV в.), которые жили в мелких деревнях,
разбросанных по лесным полянам. В условиях большого земельного простора они
имели возможность селиться там и так, как они предпочитали. Возникновение
мелких деревень-хуторов прекратилось после лишения крестьян права отказа и
выхода, т. е. перехода от одного владельца к другому, а вместе с тем и возможности
выбора места и условий поселения. Землевладельцам было невыгодно расселение крестьян
в мелких деревнях, т. к. не давало им возможности ввести нормы земельных владений
и повинностей. Они стали собирать их в своих селах и сельцах возле господского
двора. Прекратилось возникновение деревень старого типа, стали образовываться новые
поселения. Этот переход от одного типа к другому был весьма длительным. Изменение характера селений, в сущности, было лишь внешним
проявлением глубоких перемен в социальной и экономической жизни, во всём строе сельского
хозяйства и в быте населения. Большая часть ныне существующих селений края древнего
происхождения. Отзвуки далёкого прошлого сохранились в названии большого села Ям,
расположенного на Каширской дороге на р. Пахре. «Первоначально село существовало
под названием Пахра. Строительство в нём церкви во имя святых мучеников Флора и
Лавра, а также основания ямщицкой слободы и обусловило появление нового названия
села: Флоровский ям. Под этим же названием село упоминается в писцовой книге Село Ям издавна славилось своими ямщиками, перевозившими
грузы, пассажиров, почту. Ямщики (гонщики, как они назывались официально)
выбирались из жителей села в присутствии односельчан, приводились к крестному
целованию и давали обязательство «ямскую гоньбу гонять с прежними охотниками в
ряд, а на кабаке не проживаться и зернью (в кости) и в карты не играть и
никаким воровством (преступлением против государства) не заниматься, и никуда
не забежать, и ямской гоньбы жеребьев своих в пусте не покинуть». Ямщиками
выбирали наиболее грамотных крестьян. Жили они значительно лучше своих
односельчан. Указом 1556 года Иван Грозный освободил ямщиков от повинностей. Ямскому стану в селе, помимо земельного участка,
согласно «государеву уложению» были выделены пашни, луга и лесные угодья. Села
обязаны были снабжать гонщиков хлебом и сеном. Ямской двор представлял собой жилую избу, к которой
примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась
«гонебная рухлядь»: тележки, сани, хомуты, сбруя. Во дворе находилась изба, где
останавливались проезжие люди, а также изба для ямщиков. В приезжей избе можно
было купить съестные припасы, выпить чаю, закусить. Подавали «ковригу хлеба и
варево с свежиной (говядина), яичню». Пассажиры, входя, говорили: «Что есть в
печи все на стол мечи, на шестке не устуживай, едоков не останавливай, напой,
накорми, с голоду не умори». В свободное от гоньбы время ямщики занимались
подсобными промыслами: «сдавали ямские угодья крестьянам за денежный или
хлебный оброк», продавали проезжим съестные припасы. Занимались также добычей и
вывозом белого камня. В Ах, колокольчик, колокольчик! Когда и над моей дугой, Над тройкой ухарской, лихой Ты зазвенишь? Когда дорога, Широкой лентой раскатясь, С своими пестрыми столбами И с живописностью кругом, Меня, мой колесистый дом, Мою почтовую телегу, К краям далёким понесёт? Ф.Н. Глинка. К почтовому колокольчику В первой четверти ХIХ в. в с. Ям было построено
каменное двухэтажное здание почтовой станции с подсобными и жилыми помещениями.
Постройка располагалась непосредственно у Каширской дороги, в центре села. Она представляла
собой кирпичное здание с белокаменными деталями, выстроенное в стиле позднего
классицизма. Простое и скромное убранство подчеркивало его сугубо утилитарное
назначение. Встречал и обслуживал путников начальник станции или станционный
смотритель. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто,
в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную
жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого
рода, равными покойным подъячим или, по крайне мере, муромским разбойникам. Будем
однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить
о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик
четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда.
Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды,
путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик
упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель». Он обязан был следить,
чтобы все постройки находились в порядке, чтобы было необходимое количество
лошадей, вся конская сбруя, повозки и т.п. Ему разрешалось продавать все необходимое
проезжим, пускать на ночлег в почтовые станции людей любых званий. Извозный промысел оставил заметный след в истории с.
Ям, а здание почтовой станции и сейчас стоит у дороги и как памятник охраняется
государством. Силами ямщицкого общества в селе в XVII в. была
построена церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которые почитались на
Руси как покровители домашнего скота и особенно лошадей. Прежде эти святые были
известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме. Описание
этого храма встречается в писцовых книгах уже за 1627 и 1628 гг. Известно, что
в начале ХVII в. он был деревянный и находился на самом берегу Пахры по
Каширской большой дороге. Частые разливы реки с течением времени подмывали
берег, на котором находился храм, и последнему угрожало падение. В силу этого,
в После долгих лет запустения в С появлением железной дороги необходимость в почтовых
станциях отпала, они стали историей. Село Ям по-прежнему оставалось одним из
самых крупных и богатых селений Подольского уезда. Во 2-ой половине ХIХ в. оно
принадлежало Дворцовому Ведомству, в нем проживало 924 человека, здесь
находилось Домодедовское сельское правление. В новый исторический период, в эпоху интенсивного
развития рыночных отношений, с. Ям являлось торговым центром Домодедовской
волости, где проводились ежегодные ярмарки, собиравшие множество жителей из
окрестных селений. Эти яркие, веселые торги посещали известные московские
художники И.Э .Грабарь, А.С. Степанов, В.В. Переплетчиков, С.А. Виноградов,
К.А. Коровин и другие, которые гостили у живописца Н.В. Мещерина, владельца
усадьбы Дугино. В дни работы ярмарки устраивались народные гулянья, работала
карусель. Жители Ям на протяжении года торговали продуктами и съестными
припасами, которые выращивали у себя в огороде и производили в своих крестьянских
хозяйствах. Например, житель села В.С. Горбачёв устраивал ежегодные овощные торги. В 1910-е гг. в с. Старо-Фроловский Ям находился
церковно-приходской попечитель, две школы, волостное правление, квартира
урядника, казенная винная лавка, трактир, фабрики Митюкова и Жукова,
действовали медицинский пункт и училище. Семен Яковлевич Жуков, бывший крестьянин д. Барыбино,
а впоследствии московский купец, проживал в Неглинном проезде, напротив Малого
театра. В | |
Просмотров: 1251 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |