Главная » Файлы » Ям. » Ям. |
31.03.2012, 09:14 | ||||
Материалы сайта ИСТОРИЯ СЕЛА ЯМ
Начало истории села и его
церкви, по данным специалистов Государственного исторического музея г. Москвы,
уходит в ХIII в. Именно этим временем датируются два селища на современной
территории села, выявленные в
Ямщицкая служба была
трудной, опасной, требовала смелости и даже удальства. Особые отношения у
ямщика были с конем: для человека конь был и кормилец, и помощник, и защитник,
и соработник, и даже друг. Конь мог выручить в опасности, помочь заработать
пропитание семейству извозом, без коня невозможен был и земледельческий труд.
Очевидно, что уже в то
время существовал и приходской погост с церковью во имя мучеников Флора и
Лавра, почитавшихся на Руси покровителями домашнего скота, а особенно лошадей.
По давней традиции в день памяти святых 18 (31) августа около церкви устраивался
«лошадиный праздник», в который со всей округи сводили разукрашенных кумачовыми
лентами, под расшитыми цветными попонами в лучшей сбруе коней, купали их в реке
Пахре и в озерках, называвшихся ямскими. В самой церкви, по обычаю, в этот день
служили торжественный молебен, после завершения которого коней кропили святой
водой. Праздник этот почитался особенно, так как на протяжении многих веков
лошадь являлась кормилицей и незаменимой помощницей не только ямщиков, но и
всех крестьян. Упомянут Ям и в разрядной
книге за Из описи земель
Московской ямской Коломенской слободы Ко времени переписи здесь
осталось лишь два двора ямщиков, в которых проживали, сменяя друг друга, ямщики
Коломенской слободы, обрабатывая здесь пашню наездом и запасая сено для своих
коней. На чертеже местности, расположенной между рекой Пахрой и Рожая
(составленном в начале 60-ых гг. XVII в.), на месте бывшего Яма обозначена деревня
Ямская. Она располагалась по правой стороне Каширской дороги, если ехать из
Москвы, и в некотором удалении от р. Пахры, а в документах более поздних лет
сведений о деревне не обнаружено, земля же (около 350 дес.) оставалась за
Коломенской ямской слободой вплоть до начала XX в., что послужило впоследствии
причиной множества спорных дел между ямщиками с одной стороны, дворцовым
ведомством и местными крестьянами, с другой, нередко разрешавшихся «с
высочайшего позволения». Когда в 60-х гг. XVII в.
по повелению и личном участии царя Алексея Михайловича началось интенсивное
заселение конюшенной Домодедовской волости, население которой сильно
сократилось во время набега крымского хана Девлет-Гирея в По грамоте царской от 19
июля Знакомство с
многочисленными архивными документами по истории села свидетельствует о том,
что со второй половины XVII в. владение его землями ямщиками Коломенской ямской
слободы служило серьезным препятствием его развития. Ведь для того, чтобы
поселиться здесь, надо было получить согласие ямщиков, выплачивать им далеко не
символическую арендную плату за землю. Однако расположение села
на оживленной Каширской дороге порождало необходимость создания определенных
условий для многочисленных проезжающих. Поэтому состоятельные крестьяне
соседних селений ставили здесь дворы «для постоя проезжающих людей», открывали
чайные и трактиры, небольшие лавки, становясь жителями села. Поскольку их
земельные паи сохранялись за ними в родных селениях, то здесь они числились
«беспашенными бобылями». В 1706 г. село, как
и вся волость, были пожалованы Петром I князю А.Д. Меншикову. По переписи После опалы князя село
вновь перешло в дворцовое ведомство и на долгие годы оказалось связанным с
соседним селом Пахрино, где была построена императорская сводная конюшня. Часть
ее служителей поселили в селе, а некоторых жителей села взяли на службу в
придворную контору. Один из них был определен стряпчим конюхом, три брата
Федосеевых переведены на золотоканительную фабрику при дворце Екатерины II в
Санкт-Петербурге. Последняя, проезжая в «Пахра, Старый Ям тож, -
записано в документе начала XIXв., - село дворцового ведомства по обе стороны
большой Каширской дороги и реки Пахры. В нем церковь деревянная и более 50
крестьянских дворов. Через Пахру - деревянный мост на сваях. Бывают еженедельно
торги по пятницам, на которых приезжие купцы продают шелковые материи, харчевые
и прочие мелочные товары небольшим количеством. В крутом берегу реки ломают
известковый камень, который, оттесав разной меры и величины, отвозят в Москву
на продажу.... От села к казенному конскому заводу посажена прешпектива из
березок». 5 сентября В период после
Отечественной войны 1812 года село развивалось особенно быстро. В начале 20-х гг.
здесь насчитывалось 64 капитальных дома, четыре из которых были каменными.
Почти во всех из них имелись подвалы, погреба и торговые лавки. Однако земля
под ними по-прежнему принадлежала ямщикам. Жители села в После ликвидации
Пахринской сводной конюшни в В селе круглый год
по пятницам продолжал работать базар. Торговля велась в лавках, расположенных в
большом каменном здании, а также в десятках деревянных лавочек, принадлежавших
жителям села и регулярно наезжавшим из других мест торговцам, а также прямо с
возов. В описании базара тех лет говорится, что особенно большой торг велся
накануне масленицы, «когда лошади торговцев стояли сажени на 100 по обе стороны
дороги». Сюда за продуктами и товарами приезжали из Подольска, жители округи и
даже с Охотного ряда г. Москвы. Всегда оживленно было в шести трактирах, чайных
и винных лавках, восьми постоялых дворах, в кузнице. Торговцы, «специалисты» на
десятках возов доставляли из «степных губерний» молодых поросят, которых
покупатели уносили с базара в ивовых корзинах. Сразу на нескольких складах
торговали белым тесаным камнем, кирпичом местного заводика. Через село в
осенние месяцы прогоняли ежедневно в Москву до десятка гуртов крупного и
мелкого рогатого скота. Торговую функцию села
резко сократило строительство Московско-Курской железной дороги, когда по ней
стали доставляться товары с южных губерний. «Чугунка убила проезд по шоссе», -
свидетельствовали сельчане. Печально памятными для них стали 70-е годы. В Вот каким было село
Старый Ям в начале XX века. Дома, большей частью двухэтажные, плотно теснятся
около неширокой дороги. Их хозяева занимают верхние этажи, а внизу лавки,
склады, трактиры. Идет бойкая торговля. Снуют повозки по разным надобностям и с
разными грузами. У трактира скопилось несколько возков: есть время для отдыха,
для неспешной беседы. Поодаль расположены дома деревянные, одноэтажные, с
маленькими окнами и обширным, но закрытым от улицы двором, где содержится
множество скотины. Днем во дворе хозяйничают куры. Коров, овец на заре
отпускают в общее стадо, которое пасут нанятые жителями пастухи. Перед
дворами—в палисадниках—сирень. Ее так много, что весною село утопает в
сиреневом облаке. Особенно много сирени около храма. Храм находится чуть в стороне
от дороги, неподалеку от реки Пахры. Он был воздвигнут на средства жителей
ямской слободы, неоднократно перестраивался и нынешний свой вид (исключая
утраченную в 1940 году колокольню) приобрел в начале XX века. Главный престол—
во имя святых мучеников Флора и Лавра, левый—во имя святых первоверховных
апостолов Петра и Павла, правый посвящен святителю Николаю. Церковное здание
построено из белого камня и кирпича. Храм был богатым и нарядным и считался
одним из самых больших в ближнем Подмосковье. От храма открывается
красивый вид: заливные луга, речка и лес вдалеке. Перед массивной
оградой—площадь, где сосредоточена общая жизнь села. Здесь проходят ярмарки,
гуляния, работают карусели. Но во время постов веселое движение замирает и
центр общей жизни сосредотачивается в самом храме. На Пасхальной службе
бодрствует все село, включая малышей, которые едва научились ходить. В храме
человек начинал свою жизнь Крещением, здесь в свое время венчался, здесь же его
провожали в последний путь. Кладбище располагалось тут же—внутри церковной
ограды. Шоссе мостилось камнем,
замощена была и мостовая села. Кроме исстари работавшего при селе кирпичного
завода, в Начало XX века
ознаменовалось созданием в селе добровольной пожарной дружины, в 1913 году
возник ссудно-сберегательный кооператив, а через два года - общество
потребителей. Перед первой мировой войной в селе насчитывалось 136 дворов,
здесь находилось волостное правление, квартира урядника. В первые годы
советской власти фабрика искусственных цветов была национализирована и
прекратила работу, а в конце | ||||
Просмотров: 2187 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |