Главная » Файлы » Ям. » Ям. |
31.03.2012, 09:19 | |||
Материалы сайта ЖИЗНЕОПИСАНИЕ БЛАЖЕННОГО ИВАНА СТЕПАНОВА
Крестьянин д. Ново-Съяново Иван Степанов в молодости
проживал в своей деревне с двумя братьями и занимался обычными крестьянскими
делами, а затем стал извозничать в Москве. В начале
Проживая в сторожке вместе с одним из послушников, они с благословения наместника Лавры выкопали близ сторожки небольшую квадратную пещеру и начали в ней совершать молитвы. Чуть позже первоначальная пещера была расширена, а от нее прорыты подземные коридоры с отдельными пещерками, ставшими кельями. Бывшего извозчика поразило то, что Филипп в любую погоду был
одет в тонкий ветхий подрясник без пояса, обуви не имел, а на теле носил
тяжелые верига. Подвиг юродства Христа ради, устройство Филиппом подземного
жилища и места моления сподвигли Ивана на принятие решения удалиться от мирской
жизни и полностью посвятить себя служению Богу. Вернувшись на родину, он
встретился с местным крестьянином Иваном Антиповым, который ранее работал на
одной из ситценабивных фабрик Москвы, но заболел и вынужден был возвратиться в
деревню. Осенью Здесь-то родственные души и договорились по примеру
Троице-Сергиевых затворников устроить в лесу близ родной деревни келью с
пещерами для проживания и молитвы. С согласия односельчан, они срубили в Когда весть о столь необычной стройке дошла до губернских
властей, в деревню весной Вскоре проверяющие на время оставили деревню и возвратились в нее лишь в июле. Оказалось, что за это время Степанов и Антипов успели сходить в Киево-Печерскую лавру, а около креста у кельи поставить «каменные солнечные часы», и на дереве через овраг на земле д. Горки помещицы А.Н. Писаревой повесить деревянный крест. Священник же с. Пахрино рассказал, что у него недавно был Антипов для благословения и поведал о том, что когда он возвратился из скита в деревню и встретился со Степановым, тот разговаривал с ним «чистым языком», при других же, даже при братьях, делался немым. При этом Степанов взял с него слово, что он никому об этом не скажет. Однако Антипова замучила совесть, и он решил объявить о притворстве Степанова. -Зачем же ты притворяешься? - спросили у Степанова при очной ставке с Антиповым. -Да, - ответил Степанов, - я действительно был притворно нем, так как наложил на себя обет не только потому, что мне надоела мирская жизнь и суета. Когда я занимался много лет извозничеством, то из-за своей корысти почти всегда в подрядах божился понапрасну, и это меня мучило. Так я и решил сделаться немым и, потрудясь в пещерах, хотел уйти куда-нибудь в монастырь. Он пояснил также, что келью он построил с благословенья митрополита Филарета, которого встретил в прошлом году при отпевании московской купчихи Лепешкиной. При этом он поднес митрополиту просфору со словами: «Приими от меня, грешного, просфору». Святитель, приняв дар, пригласил его к себе, а когда выслушал его, благословил образом святого Митрофания и сказал: «Трудитесь и молитесь». Власти, однако, и Степанова и Антипова арестовали и 14 июля отправили подвижников в Подольскую тюрьму, где они должны были находился «вплоть до уведомления». «По сим обстоятельствам, - записано в делах Московской духовной консистории, - в прекращение на будущее время неуместных и неблаговременных сходбищ людей обоего пола в доме, устроенном Степановым и Антиповым, хотя и с благочестивым намерением, но вне церковного и гражданского порядка и в предупреждение могущих быть неблагоприятных толков и каких-либо вредных последствий учинить: Отнестись от лица Его Высокопреосвященства господину Московскому генерал-губернатору и просить, дабы благоволено было приказать кому следует находящиеся в той келье и пещерах пелены и занавески, лампады, свечи, деревянное масло и ладан, а равно налой и два деревянных креста отобрать и отдать в приходскую с. Пахрина церковь для употребления по усмотрению священника. Книги же, медные кресты, картины и образы доставить в консисторию для освидетельствования. Выстроенную самовольно так называемую келью с пещерами уничтожить. Крестьян Степанова и Антипова, как не оказавшимися раскольниками и сектантами, но по неправильно понимаемой набожности впавших в действия незаконные,...отослать на неделю в Данилов монастырь для вразумления и наставления дела благочестия, без нарушения церковных правил и гражданских законов. Священника с. Пахрино Василия Успенского как совершившего молебен с водоосвящением в келье и кропившего вход в пещеру святою водою по неведению о их действиях, оставить без взыскания». В ноябре молельщики провели неделю в монастыре и по отзыву архимандрита Пармена «вели себя добропорядочно и по желанию их были исповеданы». Но Степанов не прекратил поиска своего пути служения Богу.
Он несколько дет странствовал по святым местам, подражая святым подвижникам,
ходил в любое время года одетым лишь в рубашку, босой и без головного убора, в
веригах. Большую часть времени он находился в Москве, где пользовался славой
человека, обладавшего пророческим даром. К нему благословенно относились многие
москвичи, включая самого митрополита Филарета. Являясь прихожанином церкви
Флора и Лавра, он в начале 50-х г.г. XIX в. небезуспешно собирал пожертвования
на ее обновление. Однако желание возобновить неусыпное чтение псалтыри не
покидало его. Когда в
Святитель Филарет (Дроздов). Митрополит Московский и Коломенский. 25 августа 1855 года (в день памяти святого апостола Варфоломея) пришло разрешение на начало работ. К зиме постройка дома была закончена, и 18 декабря 1855 года состоялось его освящение. Митрополит Филарет прислал общине в благословение прекрасную икону Иерусалимской Божией Матери старинного письма, ставшую главной святыней богадельни. Устроителю же богадельни Ивану Степановичу митрополит Филарет подарил, как благословение доброго дела, три псалтири, хранившиеся в общине как святыня—по ним совершалось постоянное чтение о здравии благотворителей и о упокоении почивших. Утром и вечером читались каноны и акафисты. Послушать благоговейное чтение и помолиться приходили многие окрестные жители. Однако светские власти к открытию молитвенного дома отнеслись с большой настороженностью. Уже на следующий день после его освящения в село прибыли уездный исправник Афанасьев с приставом 2-го стана Козловым и понятыми и, осмотрев дом, провели дознание. «Внизу, - писали они в отчете, - большая комната, в углу ее большая икона с изображением Иерусалимской Божией Матери, перед иконой три большие подставные подсвечника, в коих восковые зажженные свечи, аналой, на нем Псалтырь. В комнате 16 женщин, большей частью все молодые девушки и изредка вдовы в черных коленкоровых платьях особого покроя, затем кухня и налево номера. Наверху две келейки, в каждой перед иконами находится по одному аналойчику на одной ножке, перед ними свечи, на анализе Псалтырь, за одним из них женщина в черном платье – читательница Псалтыри. Далее 13 номеров, в каждом из которых но узенькой кровати для девушек и вдов, поступивших в это заведение.» Cвященник пояснил, что все девушки и женщины, посвятившие себя в читательницы, должны быть в черных костюмах и платках, а обязанность их быть два раза в день на правилах и читать попеременно безостановочно Псалтырь у неугасимой лампады, а открыть оное ему разрешил святейший митрополит, и предъявил подлинную резолюцию митрополита, написанную на прошении священника. Старший над читательницами - сам священник, а настоятельницей является Владимирской губернии г. Мурома мещанка Татьяна Андреева. С ними же находится крестьянин д. Съяново Иван Степанов лет 35-ти, холост, он и веригах, рубашке, босой. …Кроме непрерывного чтения Псалтыри по очереди живущими в том же доме, каждый день утром и вечером читаются каноны и акафисты, для слушаний коих, кроме живущих тут, приходят и другие, иногда в значительном количестве, особенно вечерами, под праздничные дни. Упомянутый Иван Степанов приходит в дом только для слушания канонов и акафистов». Исправнику было приказано вести за домом постоянное
наблюдение и обо все подозрительном рапортовать немедленно губернатору, что он
и делал с усердием. В мае Прежде чем жизнь в новоустроенной общине наладилась, ей пришлось пережить сильнейшую бурю по причине вмешательства гражданских властей. По вымышленному обвинению Иван Степанович подвергся тюремному заключению, побоям и всякого рода истязаниям. Сестры молились день и ночь и с трепетом ожидали окончания дела. Благодаря ходатайству митрополита Филарета и особому решению Священного Синода, Иван Степанович был освобожден из тюрьмы и вернулся к своим трудам. В этом же году дом официально стал называться молитвенным богадельным домом, а его настоятельницей стала давняя знакомая Ивана Степановича Параскева Родионовна Саватюгина, вдова одного жертвователя на храм. Когда-то Иван Степанович попросил у нее 30 рублей на чтение Псалтири по ее покойному мужу. П.Р.Саватюгина не жалела средств для его благоустройства. Деятельность дома получила широкую известность, и он пополнялся новыми членами. Ими становились преимущественно девушки в 16-25 лет из соседних деревень Съяново, Макарово, Белеутово, Чурилково, Малое Юсупово, с. Ирининского, а также из селений Орловской, Тверской, Калужской губернии, из мещанских купеческих семей г. Москвы. Московский генерал-губернатор А.А. Закревский, ссылаясь
на то, что в богадельном доме обитаются не убогие и старые, а молодые женщины,
подчеркивал, что это не соответствует положению о богадельнях, и ходатайствовал
перед министром внутренних дел о его закрытии. Однако Святейший
Правительствующий Синод, заслушав 15 января Как официального учредителя молитвенно-богадельного дома,
Степанова беспокоило будущее своего детища, поскольку им занимаемое помещение
стадо тесным для дальнейшего развития. Рядом с селом имелись свободные
помещения, оставшиеся после ликвидации Пахринской Императорской сводной
конюшни, и он начал хлопотать о предоставлении их для размещения дома. Новое
место прельщало Степанова тем, что оно было более тихим, чем Ям. К тому же там
имелся прекрасный Троицкий храм, который бедствовал по причине резко
сократившегося прихода. Однако все старания Степанова оказались напрасными,
власти отказали ему в просьбе. Зато осуществилась давняя мечта его о
преобразовании молитвенно-богадельного дома в общину. В Жизненные невзгоды и пережитые лишения сказались на здоровье
подвижника, и он скончался в праздник Рождества Христова 25 декабря К 1870 г. число сестер в Общине достигло 70-ти, а
проблема поиска более подходящего места для нее стала еще более острой. И такое
место вскоре было найдено. Всего в нескольких километрах от с. Старый Ям
вниз по течению реки Пахры, на левом берегу располагалось древнее сельцо Лукино,
окруженное лесами. Первые сведения о нем содержит грамота Царя и Великого Князя
Василия Ивановича Шуйского от 19 августа Этими помещиками деревня возрождена, но уже как сельцо, а
очередным его владельцем советником Андреем Федоровичем Хрущевым еще в
30-е г.г. ХVIII в. здесь построена деревянная церковь во имя
Всемилостивого Спаса, и сельцо стало именоваться селом Спасским, Лукино
тож. Храмоздатель в К 1830 г. Спасская церковь - настолько обветшала, что велено было ее разобрать, а утварь передать в Колычевскую церковь. На месте, где ранее находился престол, был поставлен каменный столб высотой в два с лишним метра, с восточной стороны которого укрепили икону Спасителя. Возле столба покоился прах служившего в церкви священника, а недалеко от него находился колодец, по случаю явления здесь чудотворной иконы святой мученицы Аниссии, называвшийся святым. «Опасаюсь, - писала в консисторию помещица Александра
Петровна Головина в Получив разрешение, помещица построила не часовню, а
небольшую каменную церковь с колокольней, поставив в ней престол и иконостас.
Освящена церковь была 10 октября Вскоре после смерти Ивана Степановича помещица А.П. Головина, по совету святителя Филарета, пожертвовала Флоро-Лаврской общине земли и свое поместье Лукино. Там, на родине другого русского святителя — Филиппа (Колычева) митрополита Московского, в семи верстах от села Старый Ям, и обосновалась община. 28 июня 1887 года она была переименована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный женский монастырь. Cохранилось свидетельство одной жительницы села Лукино о том, как удалось спасти Иерусалимскую икону в двадцатых годах, когда закрыли монастырь. Эта икона большая и тяжелая, во время крестных ходов ее несли несколько человек. Ее собирались уничтожить и бросили в сарай. Ночью рассказчица и ее сосед пробрались в сарай, вынесли икону, положили ее на телегу, накрыли мешковиной, а сверху насыпали уголь и таким довезли «Матушку» до действующей церкви в селе Мячково, расположенном в месте, где Пахра впадает в Москву-реку. После возвращения Кресто-Воздвиженского монастыря Православной Церкви в 1992 году священник храма села Мячкова и жители, благодаря Божию Матерь, передали икону обители. Все годы, пока чудотворный образ пребывал в мячковском храме, Пресвятая Богородица видимо подавала храму Свою всесильную помощь: церковь ни разу не закрывали. Переселение общины на новое место пришлось на 17 мая Начался новый этап в истории Общины, которая была официально открыта 28 июня под названием Крестовоздвиженской Флоролаврской. Ее попечителем утвержден племянник настоятельницы Е.Ф. Саватюгин. В память переселения Общины был посажен кедр, сохранившийся до настоящего времени. Ежегодно в день открытия Общины совершали крестный ход. Освоение нового места началось со строительства на средства
Саватюгина второго храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери и
примыкавшего к храму трехэтажного корпуса для сестер Общины. Коричневый с
коробовым сводом храм освящен 30 сентября С принятием настоятельницей Общины Саватюгиной в Деятельность общины была широко известна и привлекала все новых благотворителей. Московская мещанка Анна Матвеевна Петрова по духовной завещала ей свой московский дом с жилыми и нежилыми строениями и землю для устройства в нем подворья. Определением Святейшего Синода в | |||
Просмотров: 824 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |