Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ГИМЗ "Горки Ленинские" » Горки в изобразительном искусстве.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Живописец.
16.04.2012, 16:42






Материалы сайта





БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ Витольд Каэтанович
АЛЛЕЯ
1946
Холст, масло. 58х59,5
Справа внизу: Дорогой Серафиме Ивановне Кротовой
В. Бялыницкий-Бируля 46 г

БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ Витольд Каэтанович
АЛЛЕЯ В ГОРКАХ ЛЕНИНСКИХ
Фанера, масло. 57х46
Справа внизу: В. Бялыницкий-Бируля






Материалы сайта

Горки Ленинские. 1924. Ульяновский областной музей.
Пруд в Горках. 1945. Государственный музей В.И. Ленина.

      

БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ Витольд Каэтанович [31 января (12 февраля) 1872, деревня Крынки, ныне Могилёвской области, - 18 июня 1957, Москва], советский живописец-пейзажист, народный художник БССР (1944) и РСФСР (1947), действительный член АХ СССР (1947). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889-1897) у В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, С. А. Коровина. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1904), Союза русских художников, АХРР (с 1922). Продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа конца XIX века. Произведения : «Из окрестностей Пятигорска» (1892), «Весна» (1911), «Нивогэс» (1936-37), «Белоруссия. Вновь зацвела весна» (1947) - все в Третьяковской галерее; серии пейзажей Горок Ленинских, Ясной Поляны, усадьбы П. И. Чайковского в Клину. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Из записок художника, М., 1948. 

Лит.: Жидков Г., В. К. Бялыницкий-Бируля, М., 1953; В. К. Бялыницкий-Бируля. Текст Т. Гурьевой, М., 1958.

Публикуется по:

Статья БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ Витольд Каэтанович в Большой Советской Энциклопедии, 3-е издание (с незначительными изменениями).

 

СОВЕТСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ-ПЕЙЗАЖИСТ

 

Если вы поедете по шоссе от районного центра Удомля на север, то перед вами через пять-шесть километров откроются красивые виды на озера Песьво и Удомля. Далее путь лежит к селу Каськово — центральной усадьбе славящегося на весь район своим передовым хозяйством колхоза имени И. В. Сталина. У северного залива озера Удомля вам встретится живописный уголок природы. Большой парк с тенистыми аллеями, спускающимися к воде, фруктовый сад в центре парка, домик над крутым обрывом.

Это дача «Чайка». Здесь уже долгие годы живёт и работает старейший народный художник Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Он творит в тех местах, где в своё время жил один из выдающихся русских художников-пейзажистов И. И. Левитан. Замечательные полотна «У омута» и «Над вечным покоем» Левитаном созданы в этих живописнных уголках. В. К. Бялыницкий-Бируля лично знал И. И. Левитана, у него он учился мастерству изображать пейзаж. Внимательное, любовное отношение И. И. Левитана к В. К. Бялыницкому-Бируля, личное их общение сыграло в творчестве последнего, тогда ещё молодого художника, важную роль. 

Творческое дарование художника раскрылось ещё в конце прошлого столетия. Широко известна его картина «В окрестностях Пятигорска», написанная в 1897 году. Уже тогда работы молодого художника отличались правдивостью, простотой.

С 1899 года В. К. Бялыницкий-Бируля был экспонентом и с 1905 года — членом товарищества передвижных художественных выставок. Последователь И. И. Левитана, он развивает традиции русского лирического пейзажа. Из работ раннего периода, кроме «В окрестностях Пятигорска», наиболее известны «К весне», «Лес обнажился», «Вечные снега», «В конце зимы», «Час тишины» и другие, неоднократно отмечавшиеся на отечественных и международных выставках. 

С 1908 года В. К. Бялыницкий-Бируля — академик живописи. Он получает диплом, имя его становится широко известным среди передовых художников России. К этому периоду относится личное знакомство Бялыницкого-Бируля с И. Е. Репиным. 

Илья Ефимович Репин с большой теплотой отзывался о творчестве художника. 14 ноября 1908 года в письме к В. К. Бялыницкому-Бируля, оценивая его картину «Первые цветы», И. Е. Репин писал:

«...Я каждый день вспоминаю Вас, с чувством глядя на очаровательный, свежий момент ранней весны. И голубые подснежники, и тихая река, и целая панорама леса, так художественно моделированная за рекою».

Высокая оценка творений В. К. Бялыницкий-Бируля дана И. Е. Репиным в его письме от 14 января 1910 года: 

«...на выставке, когда я узнал, что нет Ваших картин, очень загрустил о Вас. Я так привык освежаться душою перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы».

На дачу «Чайка» приезжали и подолгу здесь жили известные художники Архипов, Жуковский, Коровин, Моравов, Степанов. Мастера кисти обменивались опытом, искали новые творческие пути. А на досуге их нередко можно было видеть на охоте. Витольд Каэтанович имеет на своём охотничьем счету более сорока убитых медведей. 

Настоящий расцвет искусства художника В. К. Бялыницкого-Бируля начался после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Художник проявил себя сложившимся мастером, носителем славных реалистических традиций. Он выезжает на родину В. И. Ленина в гор. Ульяновск, работает в Горках Ленинских под Москвой. Результатом поездки явился дворцовый цикл пейзажей «Родина В. И. Ленина», «Горки Ленинские». В них он передаёт глубокое чувство всенародной любви к В. И. Ленину.

В. К. Бялыницкий-Бируля трижды выезжает за полярный круг, где создаёт ряд полотен для выставки «Индустрия социализма». К пушкинским дням 1937 года он пишет этюды и картины в Михайловском и Тригорском. 

Ярко талант художника проявился в дни творческой поездки на родину И. В. Сталина в Гори. Здесь он создаёт цикл произведений, показанных на выставке 1939 года в Государственной Третьяковской галерее «Сталин и люди советской страны в изобразительном искусстве». 

В годы Великой Отечественной войны работы В. К. Бялыницкого-Бируля широко показаны на выставке «Московские художники в годы Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл». В годы войны он трудится плодотворно, пишет картины, насыщенные болью и гневом, о поруганной врагом родной Белоруссии, где художник родился и вырос. В конце войны, после 40-дневной поездки в Архангельскую область, появилась серия работ, показанных на выставке «Шедевры русской архитектуры в произведениях живописи». 

В. К. Бялыницкий-Бируля присущи верность реалистическим традициям русского пейзажа, большая творческая одарённость, умение передать свои мысли в доходчивой поэтической форме. Большая, глубокая любовь к родной природе делают одним из виднейших представителей советской пейзажной живописи. 

- Они научили меня понимать природу, - говорит Витольд Каэтанович о местных крестьянах, с которыми ему не раз приходилось охотиться, вести задушевные беседы, бродить по лесам, полям и лугам. 

Справедливые слова. Тихие утренние зори, широкие нивы с первыми всходами хлебов, раздольные просторы полей, овеянные светом и воздухом, - всё это щедро представлено на полотнах В. К. Бялыницкого-Бируля. 

Заслуженный деятель искусств РСФСР В. Мешков называет В. К. Бялыницкий-Бируля «певцом весны». 

«Это певец тех радостных дней, когда всё пробуждается в природе, когда бегут талые снега, вот-вот зазеленеют вербные кусты, а кое-где на сухих местах уже выглядывают первые робкие ростки свежей травы. Воздух чист, прозрачен, напоен ароматом. Весеннее настроение тонко схватывается художником. Глубоко лиричны, музыкальны весенние пейзажи Бялыницкого-Бируля. Создаваемый живописцем образ природы полон чувства, рождён живыми наблюдениями того простого и порой незаметного, что роднит пейзажиста с Саврасовым и Левитаном. 

Для В. К. Бялыницкого-Бируля характерен чётко выраженный творческий почерк. Он удачно передаёт то или иное состояние природы в конкретном, наблюденном сюжете. Таковы его картины «Апрель», «Весною повеяло», «Осенний румянец», «Лес задремал», «Звезда зари», «Вечер тёмные брови нахмурил» и другие.

- Для искусства нет рецептов, - говорил Витольд Каэтанович. – Бывает, что картину не только можно, но и необходимо писать годами, чтобы дать в ней всю полноту воплощения художественного замысла. А иногда нужно работать очень быстро – ведь природа видоизменяет свой облик, и очень трудно бывает уловить то самое небо, те самые облака, ту самую воду, которые видел ещё вчера. 

Советский народ высоко ценит творчество В. К. Бялыницкого-Бируля. Оно близко и понятно советским людям. В 1937 году художник удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1943 году за произведения, представленные на выставку «Великая Отечественная война», ему присуждён диплом первой степени. В том же году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а несколько позже ему присвоено почётное звание народного художника Белорусской ССР. 

С 1947 года В. К. Бялыницкий-Бируля – действительный член Академии художеств СССР и в том же году ему присвоено почётное звание народного художника РСФСР. В 1949 году художник награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени. 

В марте нынешнего года отмечался шестидесятилетний юбилей творческой деятельности художника и 80-летие со дня его рождения. В адрес юбиляра поступило свыше ста приветственных телеграмм. Поздравления прислали республиканские союзы художников Белоруссии, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Литвы, Киргизии, художники Ленинграда, Харькова, Краснодара, Калинина, Архангельска, Новосибирска, Рязани, Томска, Владимира, Ростова, коллективы многочисленных музеев и картинных галлерей. 

В приветственной телеграмме Академия художеств СССР, поздравляя юбиляра и желая ему доброго здоровья и новых творческих успехов, пишет: 

«В советское время Вы поставили перед собой благородную задачу – запечатлеть те края и области нашей страны Родины, где особенно сильно сказался творческий труд советского человека. Наряду с производственными пейзажами, Вы создали исторические пейзажные серии, посвящённые жизни людей, дорогих советскому народу. Это – Горки, где жил и умер В. И. Ленин. Это – солнечная Грузия, родина великого вождя трудящихся И. В. Сталина. 

Глазами художника Вы связываете пейзажные образы Ясной Поляны, Михайловского, усадьбы П. И. Чайковского в Клину с мыслями и чувствами советского человека о замечательных людях нашей Родины. 

Ваше творчество занимает почётное место в развитии советского изобразительного искусства, что неоднократно отмечалось Правительством нашей страны. С благодарностью отмечая то, что Вы дали родному искусству, желаем Вам и дальше сохранять свежесть чувства и мысли и уверенность мастерства». 

Старейший народный художник В. К. Бялыницкий-Бируля живёт и творит на территории нашей области. И тем обиднее, что отдел искусств облисполкома ничего не сделал, чтобы широко познакомить трудящихся города Калинина и области с творчеством видного художника. Давно можно было организовать передвижную выставку картин, тем более, что сам художник охотно соглашается на это.

В. К. Бялыницкому-Бируля идёт 81-й год. Но работа продолжается. Созданные с присущим художнику мастерством новые произведения говорят о творческой молодости старого мастера, о его неиссякаемой бодрости и энергии.

 

Б. БУЛАТОВ, П. ИВАНОВ.

Дача «Чайка».

Удомельский район.

 

Б. Булатов, П. Иванов. Советский живописец-пейзажист. // Калининская правда», 22.06.1952.

 

Некролог

 

18 июня скончался Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, народный художник РСФСР и БССР, действительный член Академии художеств СССР. 

В. К. Бялыницкий-Бируля родился в 1872 году в Белоруссии в местечке Бялыничи. 

Тонкий лирик, художник большой души и огромного самобытного дарования, Бялыницкий-Бируля прославил родную природу своими проникновенными, глубоко прочувственными пейзажами. 

Член Товарищества передвижных художественных выставок Бялыницкий-Бируля на всю жизнь сохранил верность реалистическим традициям русского пейзажа. 

Большой вклад внёс Бялыницкий-Бируля в строительство советской культуры. Он был в числе тринадцати художников, организовавших АХРР (Ассоциацию художников революционной России). В 1919-20 гг. организовал в Тверской губернии ряд общеобразовательных школ. 

Цикл глубоко содержательных пейзажей посвятил Бялыницкий-Бируля ленинским местам в Ульяновске и Горках. В его этюдах и картинах воссоздана суровая природа Хибин, где в годы первой пятилетки развернулось большое строительство. 

Глубокие патриотические чувства будили произведения Бялыницкого-Бирули в годы Великой Отечественной войны. 

Жизнь и творчество Бялыницкого-Бирули тесно связаны с нашей Калининской областью. В 1912 году художник построил на живописном берегу Удомельского озера дачу «Чайка», с которой связаны долгие годы его упорного вдохновенного труда. 

Память о Витольде Каэтановиче Бялыницком-Бируле, замечательном художнике-поэте вечно будет жить в сердцах всех искренне любящих искусство.

Областное управление культуры, Областное отделение Союза художников СССР, 

Областная картинная галерея.

 

Некролог

 

Областное управление культуры и Калининское отделение Союза Советских художников с глубоким прискорбием извещают о смерти народного художника РСФСР и Белорусской ССР, почётного члена Академии наук Белорусской ССР, действительного члена Академии художеств СССР

Витольда Каэтановича 

БЯЛЫНИЦКОГО-БИРУЛИ,

последовавшей 18 июня после продолжительной и тяжёлой болезни, и выражают соболезнование семье покойного.

 

Калининская правда. 20.06.1957.

 

Некролог

 

Президиум Академии художеств СССР с глубоким прискорбием сообщает о кончине после тяжёлой болезни Народного художника РСФСР и БССР, действительного члена Академии художеств СССР

БЯЛЫНИЦКОГО-БИРУЛЯ 

Витольда Каэтановича

и выражает соболезнование семье покойного.

 

Известия. 20.06.1957.







Москва. Новодевичье кладбище.
Памятник на могиле В.К. Бялыницкого-Бирули.
Скульптор Ю. Орехов.

Категория: Горки в изобразительном искусстве. | Добавил: Пахра | Теги: Прянишников, Белоруссия, Бялыницкий-Бируля, Могилев, Академия художеств, АХ, Коровин, Поленов, Репин, горки
Просмотров: 2776 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: