20:41 ПИСАТЕЛЬ И СЦЕНАРИСТ НАТАЛЬЯ ВИКО ВСЕРЬЕЗ ЗАНЯТА ТЕМОЙ "САВВА МОРОЗОВ". | |
ЛИЧНЫЙ САЙТ НАТАЛЬИ ВИКО Материалы сайта Дичь для товарищей по охоте ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА К ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Чем больше я занималась темой, тем больше понимала - история Саввы Морозова - очередная фальсификация советской историографии. Но зачем? Почему даже его внук, в книге "Дед умер молодым" представил Савву как безвольного, мечущегося человека, но в то же время почти революционером и другом Баумана, зачем вслед за Горьким утверждал, что Савва лично брил бороду попу Гапону 9 января 1905 года, чтобы помочь скрыться тому от царских ищеек? А как же телеграмма Горького от 9 января 1905 года, адресованная Екатерине Пешковой: «Послезавтра, т.е. 11-го, я должен буду съездить в Ригу - опасно больна мой друг Мария Федоровна - перитонит. Это грозит смертью, как телеграфируют доктор и Савва»? Значит, 9 января С.Морозов был в Риге? Об этом же свидетельствует и сама Андреева, утверждая, что в эти январские дни Морозов неотлучно находился у ее постели? Но самая большая тайна – обстоятельства смерти Саввы Морозова в мае 1905 года в Каннах…
Савва Тимофеевич-младший выглядел усталым и оказался замкнутым и настороженным. «Наверное, таким и должен быть - наследник экспроприированного многомиллионного состояния, которому позволили выжить», - подумала я тогда. Мы проговорили менее часа в кабинете Николая Петровича. «Поймите, - задумчиво глядя куда-то поверх наших голов, сказал гость. - Правда - не всегда привилегия потомков известных людей. Смею ли я, внук Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны, описывать страсть деда к этой актрисе… Андреевой? Могли ли мы, Морозовы, в наше время, говорить о том, что Савва Тимофеевич отказал в помощи большевикам, оставив незадолго до этого Марии Андреевой страховой полис на предъявителя? В 1921 году они расстреляли моего отца, сына Саввы Тимофеевича... Вряд ли после этого кто-то из нас испытывал желание разбираться в причинах смерти деда. Да и вам не советую. Темное дело, - провел ладонью по седым волосам и, поднявшись с места, торжественно закончил: - А о себе могу сказать коротко. Я - советский писатель! Советский! И в этом - моя правда. - Умница! – прочитав статью, сказал он и откинулся на спинку кресла.- Будете публиковать? - Конечно! - уверенно заявила я. - Как вы думаете, куда лучше предложить? - Попробуйте в «Вопросы истории». И не раздумывайте. Несите прямо сегодня... …Статью в журнале приняли прекрасно. Читали и перечитывали, говорили хорошие слова и, наконец,… -Вы проделали огромную работу, Наталия Юрьевна, - уважительное обращение по имени и отчеству было приятно, но насторожило. - Но, поймите, невозможно публиковать материал, в котором вы прямо или косвенно обвиняете Красина, Андрееву и Горького в убийстве Морозова. Это же люди из касты неприкасаемых! – редактор одобрительно усмехнулся, заметив, удивление на моем лице, говорившее о том, что я поняла… значение слов. - Но вы-то хоть понимаете, что все это правда? – именно сейчас нуждаясь в поддержке, спросила я и прищурилась от внезапной рези в глазах. - Я? - редактор сочувственно посмотрел на меня. - Да... - покачал головой. - Не грустите. У вас еще вся жизнь впереди. Может, когда-нибудь у вас появится возможность рассказать обо всем. Всем... ...Смеркалось. Я «голосовала» у дороги. Зеленый огонек такси вывел меня из оцепенения. - Куда едем, девушка? - приоткрыв окно, поинтересовался пожилой водитель. - На кладбище! - буркнула я и, не дожидаясь согласия, уселась на заднее сиденье. - Не рановато ли? – посмотрел он в зеркало заднего вида. - В самый раз, - решительно ответила я... Когда мы подъехали, Рогожское старообрядческое кладбище уже закрывалось. - - Опоздала, - сообщил сторож у входа. - Пустите меня... пожалуйста… очень надо… сегодня… - голосом бедной родственницы попросила я. Жалобный голос и изможденный вид сработали. - К кому идешь? -К Морозову. -Савве Тимофеевичу? -Савве Тимофеевичу. -Он в это время,- сторож посмотрел на часы,- посетителей не ждет. -Меня - ждет! – выпалила я. – Точно ждет! -Хм... - сторож покачал головой и открыл калитку. - Проходи. Только ненадолго. И смотри, коли не ждет! – услышала уже вслед. - Он мужчина суровый... Я почти бежала. Справа каркнула ворона. За ней - другая. Недовольно и зловеще. «Все как и должно быть вечером на кладбище», - почти удовлетворенно отметила я. Слева, наконец, появился большой крест белого мрамора. «Успела», - прислонилась к ограде и, прикрыв глаза, замерла... …Перед уходом, тихо сказала вслух: - Сколько бы лет ни прошло, я расскажу о тебе правду. Всем. Обещаю. И в этот момент услышала хлопанье крыльев. Белоснежный голубь опустился на могильный крест и, наклоняя головку то вправо, то влево, внимательно разглядывал меня черными глазами-бусинками… …Поздно вечером в квартире раздался телефонный звонок. Голос Ерошкина был едва слышен сквозь шум помех. - Что в редакции? Отказали? - Отказали. - Я так и думал. - Вы знали?! - Конечно, знал. - Почему не остановили меня? - Проверка на прочность необходима. Особенно историкам. Рукопись в мусорном ведре? – засмеялся Ерошкин. - Что-о-о?! - Понял. Так что дальше? Что вы решили? - Была на могиле Саввы…И поклялась, что напишу о нем правду. Напишу. А вы меня знаете. Я свое слово держу. - Что ж... - голос Учителя дрогнул. - Я рад, девочка, что в тебе не ошибся, - перешел он на "ты". - И верю - у тебя все получится. А в тот день, когда будешь держать в руках написанную тобой книгу о Савве, - помолчал, - вспомни обо мне. Ведь это благодаря мне он стал... героем твоего романа. ... Шли годы. Застой, пятилетка пышных похорон, перестройка и гласность, путч, победа над коммунизмом, ваучерная приватизация, снова путч и снова победа… над самими собой, дефолт и снова медленное возрождение страны, измученной социальными экспериментами. И все это время - медленная, кропотливая работа по сбору материалов для книги, проверка версий и разочарование от тупиков. Персонажи книги уже говорили и действовали, порой, стыдливо замолкали и прятались, иногда пытались оправдаться и объясниться… но, главное, они ожили: «Зеркало разбилось…» - испуганный голос Тимофея Саввича. «Теперь это аллея будет носить ваше имя…» - голос Саввы и неторопливое цоканье копыт двух лошадей, идущих бок о бок. «Вовремя человека пожалеть – хорошо бывает…» - слезливый басок Горького. «Чертов поганец Парвус прогулял в Италии мои гонорары» - тоже Горький, но уже недовольный. «Купчишка!...» - это Книппер. «Актерка? Я вам покажу актерка!» - истерика у Марии Федоровны. «Очень прошу, не пиши ничего плохого про Машу», – слова, сказанные хрипловатым голосом Саввы… Уже - мне… В бывшее имение Саввы Морозова в Архангельском по Каширскому шоссе я попала почти случайно. Отдыхала в санатории «Бор». Это рядом. Прогуливалась по аллее, которую, как мне сказали старожилы «почему-то называют аллеей Марии Андреевой», подошла к особняку, в котором начинали вести ремонтные работы, восстанавливая для нужд правительства. Села на скамейку и вдруг… около меня опустился белый голубь. Внимательно смотрел черными бусинками глаз… Вернулась домой и снова засела за работу, описывая последний месяц жизни Саввы… Итак, семья Морозовых в мае 1905 года переехала из Виши в Канны и остановилась в гостинице «Ройял», которая находилась на улице... И снова вопрос… В каком месте в Каннах находится или находился отель, в котором был убит Морозов? В мемуарной литературе точной информации не было. Ведущий телеканала "Культура" привычно сообщая обкатанную версию биографии Морозова, сообщил в одной из передач: "Морозов, будучи человеком с больной психикой, застрелился в городе Канны в "Ройял-отеле" на улице Рю де Миди". Запрашиваю своих французских коллег и друзей. Проверяют. Нет и никогда не было в Каннах такой улицы. А вот «Ройал-отелей» в прошлом веке в Каннах было несколько. Найти тот самый не удалось. Лечу в Канны сама. Посадка в Ницце. Недолгая поездка на машине и вот… Канны. Самый известный курортный городок на французской Ривьере. Впрочем, если убрать Международный Каннский Кинофестиваль останутся только море, пляжи, пальмы, туристы и яхты... Начинаю по списку составленному французскими коллегами искать ту самую гостиницу. Вот - бывший "Ройял-отель", но построен в 1910. Это - нынешний "Ройял-отель", однако построен еще позже. Пытаюсь договориться с муниципальным архивом. Телефонные переговоры не дают результата. Русского исследователя допускать в городской архив не хотят. Помог, как всегда, случай. А вернее - Моцарт. На концерте знакомлюсь с неким Томасом Грэхэмом, который вызвался мне помочь, узнав, что я не просто родилась в Лондоне, но даже в том же родильном доме, что и он – в Кенсингтоне. Брат по родильному дому. А в муниципальном архиве у него знакомая… И вот уже через пару дней у меня в руках небольшая пожелтевшая фотография-открытка, на которой «Ройял-отель», существовавший в Каннах в 1905 году! На всякий случай переснимаю и увеличиваю изображение на компьютере. Между третьим и четвертым этажами ясно видна вывеска – название отеля! Теперь я знала точно - отель находился на пересечении бульвара Круазет и улицы Коммандантэ Андрэ. Еду туда. И получаю еще одно доказательство: в реконструированном здании сейчас находятся апартаменты под названием "Вилла Ройял"! Итак, отель найден. Теперь – почти невыполнимая задача – попытаться разыскать родственников тех, кто работал в гостинице почти сто лет тому назад. Воспоминание о таком событии, как убийство русского миллионера могло передаваться из уст в уста. День сменяет день… И вот листаю с трудом обнаруженные списки лиц, работавших тогда вгостинице. Жак Ориоль. Консьерж. Работал в в 1905 году. Всю жизнь прожил в Каннах. А родственники? « Мадам Натали, это очень сложно, впрочем, обратитесь к мсье... возможно он...». Мсье не вполне соответствовал образу французского мужчины героя-любовника, стереотипом забитого в голову французскими кинофильмами. На встрече, окутывая себя сигаретным дымом, очевидно, чтобы скрыть одутловатость лица, хрипло спросил: « А он кто вам, этот мсье Мо-ро-зов?» Я немного растерялась. Как объяснить, кто мне «этот Мо-ро-зов»? Пришлось начать с общего. Задаю вопрос: «Мсье...Позвольте спросить, знаете ли вы, что такое - любовь?» Тело мсье с любезными словами про мои зеленые глаза предприняло попытку освободиться из плена плотно обнимавшего его кресла, вероятно, чтобы сделать изящный поклон и поцеловать мне руку. Пришлось разъяснять, что я имела в виду «любовь с большой буквы», ради которой люди готовы на подвиг, отчаянный поступок, в том числе, даже самопожертвование...» Показалось, что мсье немного расстроился, но, выслушав рассказ о любви Морозова, в конце повествования настолько проникся сочувствием, что даже прослезился. Через три дня внучка Жака Ориоля, госпожа Луиза Ориоль сидела передо мной в холле отеля и рассказывала со слов покойного деда об убийстве русского миллионера в далеком 1905 году. - Убит? Почему ваш дед считал, что Морозов убит?- на всякий случай уточняю я. - В тот день, а может, за день до случившегося, в отеле к дедушке подошел мужчина. Дедушка хорошо его запомнил. Элегантный, ухоженный, рыжеволосый, с аккуратной бородкой. Оставил для этого русского конверт. Дед передал конверт постояльцу и обратил внимание - тот вскрыл конверт при нем – на записку. В ней был только знак вопроса. И все. А гость, теперь я понимаю, что это был мсье Морозов, ее разорвал, взял на стойке лист бумаги, нарисовал жирный восклицательный знак и отдал дедушке, чтобы тот передал ответ тому, кто будет спрашивать… Тот человек пришел, посмотрел на восклицательный знак и попросил передать русскому на словах, что ему очень жаль… Дед всем говорил, что постояльца убили. Но хозяевам не была нужна широкая огласка, а полиции расследование. Поэтому версия самоубийства устроила всех. Вспоминая об этой истории, дед все время повторял одну фразу: «Они такие странные, эти русские…» Что было потом я уже знала. Тело перевезли в Москву и похоронили на Рогожском кладбище. Самоубийц на кладбище не хоронят… Даже очень богатых… Гроб с телом несли от вокзала на руках. На похороны пришло более пятнадцати тысяч человек, в том числе, вся труппа МХТ. Не было Марии Андреевой… В этот день ей нездоровилось… Работа над книгой была закончена и рукопись передана в издательство. Приближался юбилей Саввы Морозова. 140-лет со дня рождения. А я все никак не могла успокоиться и стала снимать документальный фильм о нем. В ходе съемок очутилась под Орехово-Зуево, у храма Рождества Богородицы. Почти девяносто лет в нем хранилась икона Саввы Стратилата, написанная на деньги, собранные рабочими и служащими Никольской мануфактуры г.Орехово-Зуево в память о своем «незабвенном директоре». Икону украли из храма в середине 90-х годов после того, как показали в одной из телепередач. Получив на то благословение Епископа Филлипольского Владыки Нифона, заказала список иконы по имевшейся у меня фотографии из архива и уже через несколько месяцев счастливая стояла перед настоятелем храма… Высокий худой священник, выслушав, вдруг вскинул руку, указывая на меня пальцем: «Это ты украла икону! Такие как ты! Ненавижу! Журналюги проклятые! Украла икону, а теперь грехи замолить хочешь?!»… Его указательный палец вонзился мне прямо в сердце… Прекрасная икона в резном деревянном кивоте осталась у меня в доме… Спустя пару лет, я снова оказалась в Каннах, где рассказала историю про икону настоятелю русского православного храма, что на улице Александра III, Архиепископу Каннскому и Западно-Европейскому Варнаве . «Сочту за огромное счастье принять сию святую икону в дар от вас нашему храму. Морозова люди помнят, да и убили его вот, буквально в пяти минутах ходьбы отсюда. Сделайте только латунную табличку с пояснением на двух языках - русском и французском», - предложил мне Архиепископ Варнава… И вот в июле 2005 года к 100-летию со дня смерти Саввы Тимофеевича Морозова список иконы Саввы Стратилата был перевезен в Канны (при содействии и участии вице-президента Российского фонда культуры Т.Шумовой, администрации компании «Аэрофлот» в лице В.Авилова и И.Чунихина, сотрудницы Федерального Агентства по культуре и кинематографии М.Блатовой, оказавших помощь в перевозке более чем тридцатикилограммовой иконы в окладе) и передан Архиепископу Каннскому и Западно-Европейскому Варнаве на вечное хранение в православном храме г.Канны на улице Александра III. Икона обрела свой храм. А до этого был февральский вечер 2002 года, когда Московский художественный театр отмечал 140-ю годовщину со дня рождения Саввы Тимофеевича Морозова. В фойе гостям дарили книги «Дичь для товарищей по охоте». Еще теплые. Только что из типографии… Уютный зал малой сцены был полон людьми, взволнованные лица которых говорили о том, что все происходящее им не безразлично и что память о человеке, без которого не было бы Московского Художественного Театра, все еще жива. Я почти не смотрела на экран, где показывали снятый при моем участии документальный фильм "Савва Морозов: смертельная игра", а вглядывалась в лица зрителей - взволнованные, светлые. У многих на глазах были слезы… И вдруг вспомнила: «Бог мой, ведь ровно двадцать лет назад, в феврале, да-да, именно в феврале 1982 года я ездила на Рогожское кладбище… «Сколько бы лет ни прошло я расскажу…» Зажегся свет. Аплодисменты взорвали тишину. Ведущий, заведующий литературной частью МХТ милейший Николай Шейко поцеловал мне руку и предоставил слово… На торжественном вечере не было лишь главного режиссера МХТ… Был занят… Поздно вечером мы вышли из театра. Вспомнился один из наших последних разговоров с Олегом Николаевичем Ефремовым: " Мы еще поставим в Камергерском памятник... Поставим! Представьте, Наташенька, - скамейка напротив театра, а на ней сидят трое - Морозов, Станиславский и Немирович. Говорят, вроде, о своем, а сами внима-ательно наблюдают за нами..." " А вы не боитесь, Олег Николаевич, что им не понравится те, кого они увидят?" " Боюсь. Но мы – исправимся, - грустно улыбнулся он. - И непременно станем лучше. Непременно! Иначе и быть не может..." «…мануфактур-советник с бритым черепом…» «…экзальтированная особа по имени Наталья Вико…» «…экстаз самообожания…» «…образчик дилетантской манерной женской прозы…» «…Название книги, как вы понимаете, родилось именно отсюда. Оказывается, где-то что-то на эту тему написал Горький. Типа: «Я заказал Сене дичь…» «…фильм с безыскусным заголовком «Савва Морозов»…» и т.д. Через несколько дней после выхода книги, приехав на дачу, я открыла окно, чтобы проветрить кабинет. В гостиной зазвонил телефон. Положив книгу о С.Морозове на подоконник, я вышла. А когда вернулась… увидела белого голубя, который, наклонив головку, сидел на книге, будто пытался заглянуть внутрь черными бусинками глаз... В течение трех дней голубь то улетал, то снова возвращался на отлив у окна кабинета. И даже позволил себя сфотографировать… Скажете мистика? Возможно. Но ведь мистика - всего лишь то, что неподвластно рациональному человеческому разуму… А одной тайной в истории, все-таки, стало меньше! Во всяком случае, для меня самой… | |
|
Всего комментариев: 0 | |